• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Слепак Евгения Александровна
Сопровождающая жестикуляция дискурсивных маркеров удивления
2019
Мы рассмотрели группу дискурсивных формул удивления на материале 45 наиболее частотных: с ума сойти, ух ты, да ладно, вот это да, ну придумают, ну ты даешь, ничего себе, не может быть, что я слышу, вот тебе на, что ты говоришь, ты серьезно, да неужто, чудеса да и только, что делается, вот так так, вот это история, вот это новость, вот это поворот, ну и ну, кто бы мог подумать, подумать только, я и не знала, надо же, вот как, во дела, вот так вот, это что-то новое, с ума сошел что ли, с чего бы, что это, ну ты скажешь, ну ты совсем, что за дела, смотри ты, что я вижу, ишь ты, даже так, вот оно что, как иначе, что такого, вот так просто, то есть как, это как, как так. Все эти конструкции мы распределили на 5 классов: «удивление-доверие», «удивление- доверие/недоверие», «удивление-переспрос», «удивление-догадка» и «удивление-оценка».

Мы проанализировали каждую дискурсивную формулу, описали время ее появления, тенденцию употребления, вариативность, сочетаемость с речевыми актами, интонационный контур и жестикуляцию.

Данных МУРКО оказалось недостаточно, поэтому нам пришлось провести эксперимент с целью сбора дополнительной информации по акценту и жестикуляции.

Нашей главной задачей было определить, является ли интонация и жестикуляция маркерами для дискурсивных формул разной семантики.

Чтобы получить достоверные данные, мы применили регрессию со смешанными эффектами, потому что мы можем обнаружить влияние нескольких зависящих друг от друга жестов.

Получилось, что для ДОВЕРИЯ характерны жесты «нахмуриться», «двинуть головой вперед», «выход из ЗК»; для ОЦЕНКИ - «нахмуриться», «развести руками», «повести подбородком вбок»; для ПЕРЕСПРОСА - «нахмуриться», «мотнуть головой», «перевести взгляд в ЗК»; для класса ДОГАДКА не было выявлено значимых жестов. Заметим, что некоторые классы имеют одинаковые значимые жесты, например, «нахмурить брови». Это связано с тем, что само по себе значение удивления в любом случае выражается мимикой, а именно движением бровей – «поднять брови» или «нахмуриться». Поэтому брови не имеют различительной функции в семантике дискурсивных формул. Их значимость проявляется в оценке.

Применив такой же статистический анализ для оценки – положительной, отрицательной и нейтральной – мы выявили корреляцию между жестом и оценкой формулы. Вышло, что положительной оценке соответствует жест «поднять брови»; отрицательной – «нахмуриться»; для нейтральной оказался важным взгляд – «взгляд в ЗК».

Что касается интонации, то мы не нашли корреляции между акцентом и классом конструкции, так как интонация зависит от внешней формы выражения. В общем, эмоция удивления может выражаться интонацией вопросительного предложения – ИК-2; оценочных предложений – ИК-5, общего вопроса – H*L, завершенности с эмфазой - HL*/ L* (в зависимости от эмоциональности говорящего).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР