• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерная идентичность мужчин в профессиях, маркированных как «женские»

ФИО студента: Ревякина Арина Александровна

Руководитель: Ариф Эльвира Маратовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2019

Сегодня мужские исследования в сравнении с женскими исследованиями привлекают меньшее внимание социологов, в связи с чем многие вопросы и проблемы мужской повседневности до сих пор остаются малоизученными. Целью данной работы является выявление особенностей репрезентации гендерной идентичности мужчин, занятых в «женской» специальности nail-мастера. Придерживаясь конструктивисткой парадигмы, в качестве теоретической рамки исследования была выбрана концепция «гендерной композиции» Рэйвин Коннелл. Методологической основой исследования выступают структурный анализ практик в рамках 4 моделей измерения гендерного порядка по Рэйвин Коннелл и анализ категорий, через которые мужчины конструируют «образ себя» в пространстве «женской» профессии. Эмпирическую базу исследования составили 15 полуструктурированных интервью с мужчинами-мастерами ногтевого сервиса. Эмпирический анализ показал, что в рамках рассмотренных моделей четырёх структур Рэйвин Коннелл мужчины используют 6 категорий, через которые они определяют «образа себя» в профессии, маркированной как «женская»: 1) отношения власти – «Я – Мужчина»; 2) отношения труда – «Я – Мастер»; эмоциональные отношения – «Я транслирую уверенность», «Я как психолог», «Я не теряю самообладание»; 4) символические отношения – «Я не голубой, я нормальный», «Я парень. Без смайликов, без всего этого». Работая мастером ногтевого сервиса, мужчины транслируют своё символическое превосходство, дистанцируются от «женских» коммуникативных практик в виде сплетен, а также визуальных репрезентаций, воспроизводят борьбу со стереотипным образом «гея», подчёркивают статус профессионала и переименовывают специальность, приписывая ей «мужской» характер. В тот же момент, мужчины выполняют эмоциональную работу в коммуникациях, контролируя свой гнев и телесный аспект, проявляя заботу и позиционируя себя как слушателя и профессионального коммуникатора, таким образом, используя «женский» ресурс в качестве способа выстраивания своей гегемонной маскулинности.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ