• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формирование кросс-культурных компетенций через преподавание антропологии и социолингвистики в контексте РКИ на примере языков стран Северной Европы

ФИО студента: Ляпина Анна Олеговна

Руководитель: Влахов Андриан Викторович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур (Магистратура)

Год защиты: 2019

Современные стандарты образования предъявляют новые требования к образовательному процессу. На сегодняшний день будущие специалисты работают в поликультурном пространстве, где в ходе коммуникации сталкивается множество культур. В ходе общения между представителями разных культур важную роль имеют стереотипы. Таким образом, в задачи преподавателя входит не только показать учащимся различия и сходства культур, но и помочь установить причинно-следственную связь между особенностями культуры и традициями с образом жизни и поведением и показать важность принятия во внимания таких особенностей своего собеседника. Это составляет особый вид умений – кросс-культурную компетенцию. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения культурных стереотипов с целью формирования кросс-культурной компетенции. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании важности формирования кросс-культурной компетенции в контексте РКИ на примере стран Северной Европы, а также разработке методических рекомендации по развитию данной компетенции. Новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций для формирования кросс-культурной компетенции на примере стран Северной Европы, что может быть применено в ходе преподавания русского как иностранного (РКИ) как преподавателем, так и учащимися. В теоретической главе были рассмотрены основные подходы к понятию «стереотип» в когнитивной лингвистике и лингвистической антропологии, истоки его возникновения и пути формирования, влияние культурных стереотипов в обществе и их роль в педагогической деятельности преподавателя русского как иностранного. В практической главе представлено практическое обоснование исследования, собственно исследование, включающее опрос и результаты опроса, а также анализ культурных стереотипов русскоговорящего населения РФ относительно жителей стран Северной Европы (Финляндии, Швеции и Норвегии). Заключительная глава посвящена рассмотрению кросс-культурной компетенции, ее роли в коммуникации и методическим разработкам в отношении стереотипов жителей стран Северной Европы.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ