• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управленческая деятельность как фактор обеспечения резильентности школы

ФИО студента: Ефремова Елена Александровна

Руководитель: Прикот Олег Георгиевич

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Работа в рамках магистерской диссертации продолжает исследование «эффективной школы», или «школьной эффективности», начатое в 2017 году. Понятие «резильентность» расширяет понятие школьной эффективности и выводит его на новый уровень. Исследования резильентности показывают, что эффективные школы сводят влияние факторов риска и неблагоприятных условий к минимально возможному уровню. Термин «резильентность» используется в международном сравнительном исследовании качества образования PISA и определяется как «положительные изменения, которые способствуют преодолению индивидуумом неблагоприятных факторов, а понятие академической резильентности может использоваться для характеристики учащихся, которые являются успешными в учении, несмотря на происхождение из неблагоприятной социально-экономической среды. Исследователи школьной резильентности, в том числе, и российские, отмечают, что, работая в сложных социальных условиях, школы способны добиваться высоких образовательных результатов. В данном исследовании предлагается отличный от общепринятого взгляд на деятельность руководителя – в дополнение к выводам международных и российских исследователей предпринята попытка проанализировать деятельность руководителя не как основной фактор школьной резильентности, а как фактор, оказывающий прямое воздействие, прежде всего, на «хозяев базовых процессов» - ученика и учителя. Российские исследования школьной резильентности оставляют открытым вопрос о характере влияния выявленных факторов управления школой на высокие достижения обучающихся из неблагополучных семей. Именно эта проблема представляет научный интерес и, наряду с отличным от общепринятого подходом к определению роли руководителя как ведущей в формировании школьной резильентности, также определяет актуальность исследования. Кроме того, в нашем исследовании мы используем методы, не использованные ранее для изучения деятельности резильентных школ. Целью исследования является выявление значимых характеристик управленческой деятельности руководителей резильентных школ Санкт-Петербурга. Эмпирическая часть исследования была проведена в 5 средних образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, определенных по данным типовых социальных паспортов и информации о результативности выпускников как резильентные. По результатам опроса учащихся 9 и 10 классов, учителей и руководителей был проведен факторный анализ с целью выявления значимых факторов управления данными школами (отличных от непосредственной деятельности руководителя). Значимую часть исследования представляет анализ управленческой деятельности руководителей школ с использованием модели оценки управления школ Р.Дж.Марцано. Модель состоит из 24 категорий, которые распределены по 5 областям. Для проведения исследования из каждой области были отобраны только те категории, оценка которых позволяет дать детальную характеристику факторам управления и их компонентам, выявленным по результатам факторного анализа. Оценка производилась на основе изучения документо размещенных на официальных сайтах образовательных учреждений, результатов анкетирования учителей, учеников и директоров, а также интервью заместителей директоров и директоров. На основании эмпирического исследования были сделаны главные выводы о значимости взаимодействия и сочетания внутренних и внешних факторов (а не простой их совокупности) для формирования и развития школьной резильентности. Выводы, сделанные по результатам практического исследования, представляются значимым для продолжения работы по изучению деятельности резильентных школ и их руководителей, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Текст работы (работа добавлена 10 декабря 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ