• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ ключевых факторов ценообразования авиабилетов: кейс российского авиарынка

ФИО студента: Насибуллов Тимур Рафаилович

Руководитель: Семерикова Елена Вячеславовна

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

В данной работе рассматривается проблема ценообразования авиабилетов. На первом этапе анализируются работы иностранных авторов, что позволяет выделить ключевые факторы, которые могут оказывать влияние на стоимость авиабилетов. При этом обзор литературы показывает, что значимость и направление воздействия факторов в исследованиях различаются, что обусловлено важностью страновых характеристик в вопросах ценообразования. Поэтому в дальнейшем предлагается сформулировать гипотезы, протестировать их на данных российской авиаотрасли и дать экономические обоснования полученным результатам. Гипотезы будут проверяться для низкобюджетного, экономичного и бизнес сегментов. Анализируемые гипотезы предлагается разделить на две группы. В рамках первой планируется определить воздействие характеристик авиабилета/маршрута на цену, в рамках второй - протестировать гипотезы, связанные с социоэкономическими факторами. Проверка гипотез будет проводиться на данных, собранных автором работы и включающих в себя информацию по 15 тыс. авиабилетов российских авиакомпаний за период 2018-19 годов. Данные собирались на регулярной основе с официальных сайтов компаний, сайтов Росстата и Росавиации. Гипотезы, связанные с неизменными во времени характеристиками билета/маршрута, тестируются на перекрестных данных, гипотезы о воздействии социоэкономических факторов – на панельных. Результаты исследования показывают, что расстояние перелета положительно влияет на цену ввиду возрастающих издержек авиакомпаний, меньшего количества субститутов у воздушного транспорта и сравнительных преимуществ авиатранспорта во времени на дальних дистанциях. Интенсивность рейсов на маршруте негативно сказывается на цене в экономичном и бизнес сегментах, где авиакомпании имеют больший потенциал для повышения цен при меньшем уровне предложения. При уменьшении количества дней до вылета цены авиабилетов монотонно растут, что объясняется факторами спроса и предложения. При этом в низкобюджетном сегменте зависимость не так сильна из-за поведенческих особенностей пассажиров, которые приобретают билеты задолго до вылета. Билеты в выходные стоят дороже в низкобюджетном и экономичном сегменте и дешевле в бизнес сегменте. В ситуации, когда на рейс остается мало билетов, они стоят существенно дороже: авиакомпании пытаются заработать на пассажирах с низкой эластичностью спроса. Дополнительные опции повышают цену низкобюджетных авиабилетов сильнее, чем цену экономичных и бизнес билетов, компенсируя низкую базовую стоимость высокой стоимостью дополнительных опций. Пассажиропоток в аэропорте отправления и численность населения негативно влияют на стоимость билетов: они позволяют авиакомпаниям экономить на масштабе, снижая цену в условиях конкуренции для увеличения доли рынка. При этом влияние этих факторов сильнее для низкобюджетного сегмента, где пассажиры более чувствительны к стоимости билетов, что приводит к ценовой конкуренции между игроками, а экономия на масштабе открывает потенциал для необходимого в данных условиях снижения цен. В случаях экономичного и бизнес сегментов больший вес принимают неценовые факторы, ценовая конкуренция снижается, поэтому и эффект от экономии на масштабе в меньшей степени отражается на ценах. Кроме того, в данных сегментах уровень дохода населения оказывает положительное влияние на стоимость: в более богатых регионах авиакомпании имеют больший потенциал в увеличении цен без существенного влияния на спрос. Доля транспортных расходов в общих расходах оказывает отрицательное влияние на цены только в рамках бизнес сегмента: в регионах с высокой долей люди чувствительны к стоимости транспортных услуг и отдают предпочтение более дешевым предложениям, заставляя авиакомпании снижать цену для заполнения дорогого бизнес класса. Результаты работы могут помочь авиакомпаниям в определении ключевых факторов, которые стоит учитывать при ценообразовании. Они могут служить полезным инструментом и для пассажиров, который позволит им повысить эффективность приобретения авиабилетов.

Текст работы (работа добавлена 14 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ