• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Стена осталась в моей голове?": ностальгия по социалистическому прошлому в современной Восточной Германии

ФИО студента: Здоровилова Виктория Владимировна

Руководитель: Акопов Сергей Владимирович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Политология и мировая политика (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Предыдущий теоретический материал не раз указывал на важность места и музеев как инструментов и площадок для формирования коллективной памяти. Мемориальная культура - это инструмент для конструирования национальной идентичности, сваями для которой служат болезненные изменения в ткани общества, а именно травмы. Травмы воздействуют на человеческое сообщество на биологическом, социальном и культурном уровнях, провоцируя Дюргемианскую анемию, самоубийства, безработицу, потерянность и фрустрацию индивидов, которым остается утешаться воспоминаниями о прошлом или наоборот его ненавидеть, стремиться забыть или рассматривать его пристально через лупу критики. Данные паттерны представляют собой различные способы справиться с эмоциональным потрясением, которые порождают в культурном поле разнообразные дискурсы, нарративы и практики обращения с прошлым: “acting-out” и “working-through”. Повторное проживание или дистанциирование от прошлого переводят разговор в коммерцию, политику и пространство музеев в том числе. Памятные места становятся музеями, главный символ Холодной Войны продают качестве сувениров, а на пространстве музея разворачиваются бои за интерпретацию прошлого и, говоря в терминах Пьера Бурдье, иллюстрируют борьбу за смыслы. Заинтересованные группы продвигают выгодные им смыслы и интерпретацию прошлого посредством аудио-визуальному воздействии на посетителя, движимого идеей об обучении в качестве проведения досуга. Тем самым формируется отношение к настоящему через рассказ о прошлом. В данной работе представлен этнографический анализ экспозиций в музеях, посвященных ГДР, расположенных в Берлине. Кажущиеся на первый взгляд проявления ностальгии оказываются при ближайшем рассмотрении фасадом, за которым скрываются другие нарративы и эмоции.

Текст работы (работа добавлена 15 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ