• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерные стереотипы при трудоустройстве на государственную гражданскую службу в Российской Федерации

ФИО студента: Гаспарян Сусанна Ашотовна

Руководитель: Уткина Валерия Владимировна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Государственное и муниципальное управление (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

В российском обществе распространена точка зрения, согласно которой государственная гражданская служба считается стабильным местом для осуществления трудовой деятельности. Стабильность же является одним из основополагающих критериев выбора места работы для молодых женщин, которые, с одной стороны, находятся в начале своего карьерного пути, а, с другой – намерены удовлетворить свою потребность в семье и детях. В рамках государственной гражданской службы стабильность выражается в предоставлении работникам социальных гарантий, своевременной оплате труда, а также в возможности возвратиться на прежнюю должность после декрета. Кроме этого, для женщин привлекательным является возможность участия в политике наравне с мужчинами. Активное участие женщин в осуществлении профессиональной служебной деятельности опять же доказывает их заинтересованность: женщины составляют более 70% всех госслужащих в России. Подтверждает актуальность данной сферы для женщин также факт о том, что среди выпускников высших учебных заведений, получивших образование по программе «Государственное и муниципальное управление» число девушек превалирует над числом юношей. Однако, несмотря на численно большую представленность женщин на государственной гражданской службе, количественное преобладание женского пола над мужским не соответствует качественному. В частности, на руководящих должностях государственной гражданской службы в основном сосредоточены сотрудники мужского пола, в то время как большинство женщин занимают должности нижестоящих категорий. Вместе с тем возраст сотрудников, сконцентрированных на руководящих должностях, в среднем составляет от 40 до 49 лет, в то время как должности нижестоящих категорий занимаются основная рабочая сила до 30 лет. Представляется, что наблюдаемая корреляция между уровнем занимаемой должности на государственной гражданской службе и полом и возрастом сотрудника обусловлена существованием неких барьеров, возникающих в связи с воспроизводством гендерных стереотипов, при поступлении на государственную гражданскую службу молодых женщин. По этой причине целью настоящей работы является выявление значимости гендерного признака при отборе кадров на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе анализируются ключевые нормативно-правовые акты международного и государственного уровней, регулирующих отношения в сфере труда, на предмет гендерной чувствительности, далее проводится экспериментальное исследование в форме телефонного опроса сотрудников государственных органов власти, а также сравнительный анализ гендерных стереотипов, воспроизводимых работодателем в отношении молодых женщин и мужчин в процессе отбора сотрудников на государственную гражданскую службу Российской Федерации. Результаты исследования подводят к выводу о том, что процедура отбора кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации подвержена значительному влиянию гендерного признака соискателя/соискательницы. Выполненные в ходе работы задачи позволили прийти к заключению о том, что гендерные стереотипы в большей степени распространяются на претенденток молодого возраста, которые не имеют большого опыта работы, находятся в репродуктивном возрасте и/ или могут иметь семейные обязанности помимо рабочих. Гипотеза о воспроизводстве гендерных стереотипов, выступающем в качестве первоочередного барьера, встающего перед молодыми девушками при попытке трудоустройства на государственную гражданскую службу подтверждается. Укоренившись в сознании российского общества, гендерные стереотипы препятствуют объективному восприятию женщины, желающей трудоустроиться в государственные органы власти, в первую очередь, в качестве потенциального государственного служащего, а не в качестве женщины, первоочередной задачей которой является выполнение семейных обязанностей. В связи с этим представляется необходимым постепенное преодоление традиционных гендерных стереотипов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ