• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитические аспекты в творчестве Кирилла Серебренникова

ФИО студента: Танцура Николай Александрович

Руководитель: Федорова Светлана Михайловна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2020

Основной направленностью данного исследования является изучение психоаналитических аспектов творчества российского театрального и кинорежиссера Кирилла Семеновича Серебренникова. Тематика связи театрального искусства и психоанализа достаточно широко освещена в мировой научной литературе, однако для российского зрителя просмотр психоаналитически ориентированных спектаклей является скорее исключением из правил. Кирилл Серебренников один из наиболее ярких режиссеров современности, который в своих работах смело экспериментирует с проявлениями индивидуального и коллективного бессознательного. Теоретическая часть работы посвящена изучению истории театра со времен Древнего Египта до настоящего времени и связи театрального искусства с психоанализом. В первом разделе показывается, как постепенно, на протяжении трех тысячелетий происходили изменения в восприятии театра публикой и его последовательное развитие, а также о роли режиссера и актеров в работе над постановками, об их внутренних переживаниях и о тех качествах, которыми они должны обладать. Показано, как история развития театра неразрывно связана с эволюцией представлений человечества о душе. Второй раздел посвящен связи искусства и психоанализа, которое впервые было положено Зигмундом Фрейдом в 1910 году, когда были сделаны подробные интерпретации работы Леонардо Да Винчи “Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом” в “Воспоминаниях Леонардо Да Винчи” о раннем детстве. Эмпирическая часть построена на анализе спектаклей Кирилла Серебренникова, таких как “Cон в летнюю ночь”, “Машина Мюллер”, “Кафка”, “Мученик”, “Ахматова. Поэма без героя”, “Метаморфозы” и описании психологических приемов, которые использует автор при взаимодействии со зрителем. Каждый спектакль разбирается с психоаналитической точки зрения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ