• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности гражданско-правовой ответственности за причинение вреда высоко- и полностью автоматизированными автомобилями

ФИО студента: Торшин Антон Алексеевич

Руководитель: Иванов Антон Александрович

Кампус/факультет: Факультет права

Программа: Корпоративный юрист (Магистратура)

Год защиты: 2020

В настоящей диссертации автор исследует особенности гражданско-правовой ответственности за причинение вреда высоко- и полностью автоматизированными автомобилями. Быстрое совершенствование технологий беспилотного вождения ставит целый ряд правовых проблем перед российским деликтным правом. Между тем, в отечественной доктрине данной теме не уделяется значительного внимания. Отсутствие разработанных подходов к учету особенностей высоко- и полностью автоматизированных автомобилей не способствует созданию правовой определенности, которая является необходимой для полноценного развития индустрии в России. В диссертации особенности ответственности за причинение вреда высоко- и полностью автоматизированными автомобилями анализируются на трех уровнях: (1) на уровне структуры обязательства из причинения вреда, (2) условий применения ответственности и (3) оснований для освобождения от ответственности. На первом уровне в фокусе внимания находятся особенности высоко- и полностью автоматизированных автомобилей как средства причинения вреда, которые, среди прочего, оказывают влияние на субъектный состав деликтных обязательств. Условия применения и основания для освобождения от ответственности рассматриваются в рамках общего и специальных деликтов – причинения вреда источником повышенной опасности и причинения вреда вследствие недостатков товара. Отдельное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с переносом негативных экономических последствий причинения вреда с владельца автомобиля на производителя, а также нахождению разумного баланса интересов всех сторон (владельца, производителя и потерпевшего). По результатам проведенного исследования формулируются выводы относительно особенностей гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный высоко- и полностью автоматизированными автомобилями, а также предложения по их учету в рамках нормативно-правового регулирования и судебной практики. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, высокоавтоматизированное транспортное средство, полностью автоматизированное транспортное средство, причинение вреда, ответственность.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ