• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иконы Федора Рожнова в контексте столичного искусства конца XVII – начала XVIII века

ФИО студента: Скворцова Валентина Дмитриевна

Руководитель: Гусева Анна Валентиновна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Год защиты: 2020

Настоящая работа посвящена исследованию икон Федора Рожнова, иконописца из Казани, который работал в Москве на рубеже XVII-XVIII веков. В настоящее время известно 6 икон, атрибутированных мастеру на основании авторской подписи или сохранившихся документов и 4 памятника в разряде приписываемых произведений. Хотя большинство из них представлено в литературе, их стилевые аспекты затронуты лишь отчасти. В столичном искусстве конца XVII – начала XVIII века принято выделять два основных стилевых течения: «живоподобие», или стиль иконописцев Оружейной палаты, и направление, связанное с деятельностью мастеров живописного дела, создававших портреты и иконы в стилистике европейской масляной живописи. Эти течения отчасти оказывают влияние друг на друга в плане стиля и техники. Цель нашего исследования – рассмотреть произведения Федора Рожнова в контексте столичного искусства данного периода и выявить особенности авторских решений мастера. Для достижения цели использован формально-стилистический анализ и знаточеские методы. Объектом исследования были выбраны 5 атрибутированных мастеру икон и 1 из списка приписываемых произведений. В результате проведенного исследования выявлено, что в основе художественного языка икон Федора Рожнова лежит характерный для столичных иконописцев конца XVII – начала XVIII вариант «живоподобия», который проходит авторскую редакцию и сочетается с отдельными выразительными приемами из арсенала мастеров живописного направления. Выявление ряда характерных для художественного почерка мастера особенностей позволили опровергнуть атрибуцию одной из приписываемых ему икон. Исследование позволяет уточнить представление о стиле мастеров Оружейной палаты конца XVII – начала XVIII века и сделать вывод о существовании в столичном искусстве этого период памятников, соединяющие черты двух основных стилевых течений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ