• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Флешмоб в культурном поле современной России

ФИО студента: Яворская Мария Владимировна

Руководитель: Рогинская Ольга Олеговна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Флешмоб возник в 2003 г. в Нью-Йорке и быстро получил распространение за границами США. В частности, в том же году практика флешмоба уже реализовывалась и в России. На протяжении последующих 16 лет, вплоть до настоящего времени, флешмобы сохраняют свою популярность, в частности, в российском контексте. Несмотря на то, что логика развития явления схожа как в зарубежных странах, так и в России (среди общих тенденций можно выделить стремление к коммерциализации флешмоба, диверсификацию его форм, появление полностью сетевых разновидностей и др.), российский контекст отличает заметное разделение между флешмобом как формой, апроприируемой сферой маркетинга и другими институтами для реализации собственного дискурса, и флешмобом как субкультурной, полуподпольной практикой. Первый оказывается более видим, распространен и с наибольшей вероятностью задокументирован, тогда как следы существования второго нуждаются в восстановлении. «Оригинальный флешмоб» (в том виде, в каком его задумывал основатель Билл Васик) вовсе трудно различим в современном российском культурном поле. Поэтому основная интрига настоящей работы — обнаружить вариации флешмоба как низовой практики в российском контексте посредством простраивания границ со смежными явлениями, описать способы его функционирования, историю и динамику развития. Для этого мне необходимо разработать архив существующей документации российских флешмобов последних 16 лет, проанализировать как, на каких платформах и какие флешмобы оказываются зафиксированы, выявить их специфику, возникшую, в частности, в результате культурного трансфера посредством сопоставления с оригинальным флешмобом и анализа способов описания феномена изнутри. Существование российского флешмоба представляется очевидным, однако до сих пор не было описано исследователями. Работа с этим явлением позволит указать на его свидетельства и вписать его в актуальные культурные процессы в России, в частности, рассмотреть влияние флешмоба на диспозиции властных отношений внутри этой культуры посредством отслеживания протестного потенциала, имплицитно включенного в явление, и того, насколько и каким образом он может быть реализован. Наконец, поскольку флешмоб отражает потребность стать причастным к сообществу посредством перформативной и/ или художественной практики и отношения, устанавливаемые между коллективной и индивидуальной формой существования внутри культуры, его анализ может использоваться как ключ к описанию указанных процессов в рамках российского контекста.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ