• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смерть и травма в фотографиях Нэн Голдин и Аны Мендьеты

ФИО студента: Пенкина Анастасия Максимовна

Руководитель: Якимович Елена Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Год защиты: 2020

На протяжении всей истории фотографии тема смерти неосознанно связывалась с фотографическим изображением. С самого начала истории фотографии, от военной документальной съемки и посмертной фотографии XIX века, до новаторских трудов второй половины XX века, мнение о ней сквозь призму смерти трансформировалось, выходя за границы простого сюжета. Тема смерти в фотографии тесно соприкасается с темой психологической травмы : событием в жизни субъекта, которое вызывает особенно сильные переживания. В данной выпускной квалификационной работе мы рассматриваем работы двух художниц мирового значения, представительницы Бостонской школы фотографии Нэн Голдин и американской художницы кубинского происхождения Аны Мендьеты, поскольку в их жизнях факт реальной смерти, насилия, душевной или физической травмы прямым образом повлиял и преобразовал историю их творческой деятельности. Новизна исследования: • Комбинированный подход к исследованию творчества Нэн Голдин и Аны Мендьеты - теория и истории фотографии, семиотический подход, экзистенциальная психология, психоанализ – не использовался ранее в исследованиях; • Обобщение разрозненной информации о фотографических слайдах Нэн Голдин и Аны Мендьеты. • Исследование малоизученных периодов творчества художниц, в частности, позднего периода творчества Нэн Голдин и раннего периода творчества Аны Мендьеты. Объект исследования –отдельные серии фотографии Нэн Голдин и Аны Мендьеты. Предмет исследования - интерпретация темы смерти и травмы в фотографических сериях Нэн Голдин и Аны Мендьеты на основании искусствоведческих статей, работ теоретиков фотографии, семиотических эссе, трудов по экзистенциальной и аналитической. Цель работы– сравнить две интерпретации темы смерти и травмы, выделив общее и различное, в творчестве Нэн Голдин у Аны Мендьеты в контексте теории искусствоведов, философов, психоаналитиков. В рамках исследования используется ряд методов: иконографический, семиотический, психоаналитический, формально-стилистический и компаративный анализ. Так, в ходе анализа научной литературы для осуществления критической оценки информации был использован иконографический метод. Информация, найденная в исследованиях о художницах и в трудах по теории и истории фотографии, была проанализирована в соответствии с канонами «травматического гуманизма» , «экофеминизма» и теории и истории постмодернистской фотографии. При обращении к трудам по аналитической психологии и экзистенциальной психологии был использован психоаналитический метод. Семиотический подход Ролана Барта был использован на основании его работы о фотографии. Компаративный анализ применялся при сравнении Нэн Голдин и Аны Мендьеты. Также был использован формально-стилистический анализ, чтобы составить описание серий снимков и выявить их художественные особенности. Общее и различное в творчестве Нэн Голдин и Аны Мендьеты как ключевые выводы данного исследования: • Нэн Голдин и Ана Мендьета снимали на широкоугольный объектив, до 35-мм, что, в рамках концепции Дэвида Бейта, усиливает степень интимности между художником и зрителем. Камера буквально включает зрителя в сюжет фотографии и в личную жизнь фотографа. • Обеих художниц, по мнению Келли Мур, связывает страсть к автопортретам, где они выступали в ролях жертв («Нэн через месяц после избиения»; «Сцена насилия»). • В творчестве обеих художниц присутствует символика Жака Лакана, используемая в истории искусств и в психологии. В случае Нэн Голдин, фотография - «зеркало», отображающее мир художника для другого (основываясь на терминологии Джона Жарковского с выставки 1978 года «Зеркала и окна») с точки зрения Аны Мендьеты, фотография – политический «экран», арена политической борьбы. • В творчестве обеих художниц присутствуют элементы театральности как «смертельного акта» (по Ролану Барту). Нэн Голдин обращается к символу «маски», позволяющей укрыться от реальности в момент травматического события («Нэн через месяц после избиения»). Ана Мендьета устраивала провокационные агрессивные перформансы, где она становилась «жертвой», для отслеживания реакции зрителей («Сцена насилия», «Люди, смотрящие на кровь, Моффит»). • Опираясь на экзистенциальный подход, «пробуждающие переживания» позволили Нэн Голдин и Ане Мендьете приблизиться к божественному началу в их творчестве («Эдем и После», «Силуэты»).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ