• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная российская трудовая молодежь: модели профессионального развития

ФИО студента: Погорельцев Дмитрий Дмитриевич

Руководитель: Эфендиев Азер Гамид оглы

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология публичной и деловой сферы (Магистратура)

Год защиты: 2020

Противоречивость трудового развития молодежи требует пересмотра теоретических и эмпирических подходов к изучению профессиональных траекторий развития данной группы. Цель ВКР заключается в выявлении моделей профессионального развития современной российской трудовой молодежи, а также основных факторов, способствующих и ограничивающих профессиональное развитие современной российской трудовой молодежи. В данной ВКР модели профессионального развития современной российской трудовой молодежи изучались через призму трех теоретический концепций: теория социальных изменений П. Штомпки, теория социальной мобильности П.А. Сорокина и теория капиталов П. Бурдье. Под профессиональным развитием понимается один из видов направленных процессов изменений, обладающий позитивным характером и который влечет за собой изменения в профессионально-трудовых знаниях, умениях, компетенциях молодых людей. В ходе эмпирического анализа результатов исследования удалось выявить три модели профессионального развития современной российской трудовой молодежи: «успешные-профессионалы», «середняки», «стагнирующие». «Успешным-профессионалам» в большей степени свойственно квалификационное развитие внутри одной организации, «середняки» в своем развитии больше нацелены на межорганизационную мобильность, а у «стагнирующих», в свою очередь, наблюдается ярковыраженный меркантилистский настрой. Основными факторами влияния на данные модели выступили уровень образования, организационные условия, а также родительские установки и трудовые практики. Несмотря на существование сетевых традиций профессионального развития как среди старшего поколения, так и среди молодежи, наше исследование показало, что молодежь в своем развитии больше придерживается достиженческого принципа и стремится к самостоятельному профессиональному развитию без использования родственных, дружеских и других неформальных связей. Анализ показал, что молодежь в своем трудовом развитии, на сегодняшний день, дифференцируется не по наличию или отсутствию той или иной материальной, должностной или квалификационной характеристики развития, а по уровню развития этих характеристик.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ