• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каршеринг: формирование инфраструктуры и практик пользования

ФИО студента: Скопич Татьяна Михайловна

Руководитель: Запорожец Оксана Николаевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Комплексный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2020

Каршеринг – это сервис по временной аренде автомобилей, который появился в России только в 2012 году. В России сервис доступен только в 14 крупных городах, и наиболее всего распространен в Москве. Московский каршеринг отличается темпами развития от городов других стран. Так за несколько лет сервис вошел в тройку наиболее развитых каршерингов в мире. Несмотря на то, что каршеринг становиться популярным в России в научной среде данная тема мало изучена. Целью данной магистерской диссертации является выявление особенностей формирования инфраструктуры каршеринга в России и практик ее использования. В данной работе был проанализирован международный опыт развития инфраструктуры каршеринга и определены два основных этапа развития. Первый этап выделяется автомобилями, купленными кооперативом, а также взятием и закрытием аренды, которое происходило только в одном определенном месте в городе. Второй этап представляет собой идею открытого one-way каршеринга. Который отличается тем, что его можно брать в одном месте, а оставлять в другом. Исследование проводилось на основе эмпирического материала, состоящего из 18 интервью с пользователями и дневника пользования (март 2019 - апрель 2020). Благодаря полученным данным были выделены основные акторы, включенные в практики пользования инфраструктурой каршеринга в городе Москве, которые могут отличаться в зависимости от восприятия инфраструктуры каршеринга и уровня справки о ней. Также были систематизированы основные практики пользования инфраструктурой каршеринга в городе Москве. Были выделены цели использования каршеринга пользователями, а также основные причины формирующие практики пользования и рассмотрены практики взаимодействия с различными технологическими и социальными акторами. На основе чего было выделено то, что инфраструктура каршеринга практические полностью технологическое для пользователя пространство, но взаимодействие с социальными объектами производится регулярно в основном из-за сбоев и поломок возникающих в результате использования сервисов. Также в данной работе были проанализированы изменения практик пользования в ответ на сложившуюся эпидемиологическую ситуацию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ