• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Адаптация детей мигрантов: влияние школы, семьи и НКО

ФИО студента: Машарипова Анастасия Шукуржоновна

Руководитель: Баранова Влада Вячеславовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

До сих пор Россия была главной рабочей платформой, где люди из стран с низким уровнем дохода могли зарабатывать деньги для своих семей. По данным МВД, с начала 2019 года в миграционных органах было зарегистрировано 13 миллионов человек. Российское гражданство получили 221 тысячу мигрантов, что на 50 тысяч больше, чем в 2018 году. Исследования Центра молодежных исследований при Высшей школе Национального исследовательского университета в 2010 году показали, что 60 процентов трудовых мигрантов имеют брачный статус. Через некоторое время некоторые мигранты решают привезти свои семьи в Россию. Их дети начинают учиться в местных школах. Однако отсутствие статистических данных заставляет плохо понимать некоторые важные характеристики: ограничения в локальной системе, причины, по которым мигранты живут нелегально в Российской Федерации, как мы можем превратить «малые трудовые ресурсы» в сильные факторы который будет поддерживать систему государства. Все это могло бы быть решено, если бы правительство уделяло больше внимания мотивации миграционного поведения и понимало проблемы адаптации иммигрантов. В этой работе исследуется, с какими практиками сталкиваются дети-мигранты в рамках трех социальных институтов: семьи, школы, НКО. Объект нашего исследования - дети-мигранты. Выборка включает детей, которые участвуют в бесплатных уроках русского языка в некоммерческой организации «Дети Санкт-Петербурга». Выборка включает мигрантов из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Армении. Целью исследования является выявление особенностей социокультурной адаптации в рамках трех основных социальных институтов. Работа основана на наблюдении во время полевых работ в некоммерческой организации «Дети Санкт-Петербурга». Работа на местах включала в себя работу в качестве волонтера с ноября 2019 года и проведение 14 занятий для 20 детей-мигрантов, вся работа продолжалась до мая 2020 года.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ