• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фигура посредника в русской художественной выставочной деятельности в конце XIX – начале XX века

ФИО студента: Юхименко Анастасия Юльевна

Руководитель: Балагуров Никита Владимирович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: История (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

В рамках исследования анализируется фигура посредника и его участие в выставочной деятельности русского искусства с целью более глубокого понимания тенденций, которые существовали в мире русской живописи в конце XIX и начале XX века. Это важно в связи с тем, что именно в этот период русское искусство активно развивалось и модифицировалось. Происходит переход от реалистического направления, которое было популярно на протяжении второй половины XIX века, к модернизму, который в России представлен прежде всего деятельностью ассоциации «Мир искусства». В статье описаны основные тенденции в области художественного мира России, которые были характерны для этого периода. Это необходимо для того, чтобы понять, как произошла эволюция посредничества между зрителем и публикой. Посредник интересен для изучения, потому что он часто влиял на то, как публика воспринимала то или иное направление в искусстве. Более того, образ художественного направления, созданный посредниками, в некоторых случаях все еще существует и оказывает влияние на современную аудиторию. Эволюция в мире русского искусства рассматривается через призму социально-политических изменений, произошедших в Российской империи. Для этого была задействована не только историография, но и некоторые законодательные акты. Выявлена ​​довольно очевидная корреляция между развитием общественных движений и появлением реалистического направления в мире русской живописи. В исследовании также прослеживается снижение популярности реалистической живописи и активное развитие модернизма, что было вызвано рядом причин, среди которых реформы в Академии художеств, а также стремление России выйти из международной изоляции и сближение с Францией. В центре внимания также оказывается система «дилер-критик», которая достаточно хорошо изучена в контексте развития западноевропейского художественного мира, но редко используется при изучении русского мира живописи. Это существенное упущение из-за того, что эта система не только существовала, но и развивалась. И это хорошо видно по тому, как менялись посредники и их функции. Анализируется как разные посредники оценивали свое влияние и свою деятельность в рамках развития художественного мира. Внимание также обращено на выявление и описание основных акторов, которые участвовали в выставочных процессах. Ими являлись не только критики, чье влияние довольно легко проследить, но и художественные объединения, правительственные организации и новый тип посредника, который по своим функциям является тем, кого называют куратором в современном мире искусства. Наконец, в заключительной части работы обсуждается, как выставка выступила в качестве посредника. Использование посредником выставки рассматривается как способ транслировать свои собственные идеи относительно того, каким должно быть искусство. Таким образом, следует сказать, что исследование включает в себя довольно объемное исследование деятельности различных типов посредников в изменяющемся мире русского искусства. Все это достигается путем изучения ряда довольно разных источников, а также путем помещения тенденций из мира искусства в конкретный социально-политический контекст. Изучение деятельности посредника в сфере выставочной деятельности в России заставляет несколько иначе взглянуть на развитие русского искусства.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ