• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между университетской политикой и студенческой практикой: социологический анализ интернационализации в Японии (на примере Akita International University)

ФИО студента: Вакараш Алекс Васильевич

Руководитель: Конрой Наталья Викторовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2020

Уже более трех десятков лет японское высшее образование проходит через серию реформ, которые не завершены и по сей день. Если раньше университетское время считалось «последним отпуском» в жизни японцев, когда молодым людям не надо учиться и посещать лекции и семинары, то сегодня ряд университетов стимулирует молодых людей активно заниматься разной продуктивной деятельностью, связанной с учёбой. Подобные реформы относят к политике «интернационализации», курс на которую взяло Министерство Образовании Японии. Подобные стимулы и изменения в привычной университетской среде вынуждают японцев адаптироваться к новым и, порой, неблагоприятным условиям жизни. Вместе с этим, молодые люди сами ищут и создают возможности с целью улучшения своей собственной жизни и окружающей обстановки. Другими словами, у студентов вырабатывается образовательная резильентность (т.е. устойчивость). Эта работа фокусируется на изучении данного параметра молодых японцев. Другими словами, целью является изучение опыта и ответной реакции студентов на изменения в высшем образовании. Позиционируя себя как кейс-стади, данное исследование было проведено на территории Akita International University. На первых этапах работы были выполнены анализ социальных сетей и экспертные интервью. Основная часть данных базируется на наблюдении и 20 углубленных биографических интервью. Результаты исследования следующие: студенты тратят на учебу и иную продуктивную деятельность значительную часть личного времени. Таким образом молодые люди смягчают неблагоприятные условия, с которыми они сталкиваются. Вместо того, чтобы вдоволь насладиться своим «последним отпуском» как это делают студенты обычных японских университетов, молодые люди продолжают активно учиться, посещать лекции и семинары, заниматься проектной деятельностью. Подобное перераспределение времени относит к проактивной способности (proactive capacity) образовательной резильентности. Существует также реактивная способность (reactive capacity): она включает в себя копинговые стратегии, которые молодые люди выучивают на первых месяцах обучения в новой среде интернационализированного высшего образования. Вместе, проактивная и реактивная способности ведут к развитию определенных компетенций. Среди прослеживаемых компетенций, основная заключается в том, что студенты получают навыки выживания в меняющемся обществе Японии, а также западном обществе. Молодые люди, обучающиеся в интернационализированных университетах, выступают в роли авангарда реформ японского высшего образования.

Текст работы (работа добавлена 27 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ