• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль различных типов семантических подсказок при явлении "на кончике языка"

ФИО студента: Соколенко Елизавета Олеговна

Руководитель: Малютина Светлана Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Чувством “на кончике языка” называют состояние, при котором у говорящего есть сильное ощущение того, что он знает слово, оно словно “вертится на языке”, но в данный момент он не может это слово воспроизвести. Есть множество статей, которые исследуют, как разные типы подсказок влияют на разрешение состояния “на кончике языка”. Однако остается неисследованным, какой тип семантических подсказок помогает лучше. Целью данного исследования было выяснить, какой тип семантических подсказок (когипоним или ассоциация) лучше помогает в облегчении состояния “на кончике языка”. Мы провели эксперимент, в котором участники должны были называть слова по их определениям, а затем, если они не могли вспомнить слово, предъявлялись подсказки - ассоциации или когипонимы к целевому слову, которые должны были помочь извлечению целевого слова. Также мы спрашивали участников, испытывали ли они чувство “на кончике языка”, если не могли вспомнить слово. Проводя исследование, мы рассчитывали, что состояние “на кончике языка” будет возникать достаточно часто в связи со сложностью и низкой частотностью целевых слов. Мы предположили, что согласно теории частичной активации и результатам, полученным в Meyer & Bock (1992), подсказки действительно будут помогать, а не препятствовать извлечению целевого слова. Также, согласно теории блокировки и результатами, полученными в экспериментах Jones & Langford (1987) и Jones (1989), мы предполагали, что подсказки-ассоциации будут помогать лучше, так как подсказки-когипонимы будут конкурировать с целевым словом и подавлять его активацию, исходя из того, что когипоним и целевое слово находятся в очень тесной связи в ментальном лексиконе. Результаты подтверждают теорию активации: подсказки помогали, а не препятствовали извлечению искомого слова. Также результаты показывают значимый эффект в ответах при наличии состояния “на кончике языка” и его отсутствия - это показывает, что подсказки лучше помогают, когда человек испытывает чувство “на кончике языка”, чем когда его нет. Теория блокировки не получила подтверждение в нашем исследовании: результаты не показали значимого различия, и когипонимы, и ассоциации в равной степени влияли на разрешение состояния “на кончике языка”.

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ