• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реализация культурных потенциалов самопознания личности как ресурс продуктивности уединения

ФИО студента: Вдовенко Виталия Валерьевна

Руководитель: Старовойтенко Елена Борисовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Консультативная психология. Персонология (Магистратура)

Год защиты: 2020

В работе исследуется связи самопознания современной личности, реализующего культурные потенциалы с продуктивным уединением и творчеством. Исследование выполнено в персонологическом формате и носит качественно-количественный характер. Из великих Я-текстов (исповедей, автобиографий), созданных в европейкой культуре с Античности по XXв., герменевтически выявлено 8 рефлексивных доминант: Мои идеалы; Противоречия во мне и моей жизни; Мои отношения с другими людьми; Мое творчество, то что создано мной; Мои способности и достижения; Организация и динамика жизненных смыслов; Изменения Я в истории моей жизни; Мое тело . На выборке из 81 респондента (все - учатся или работают по творческой специальности, предполагающей создание произведений искусства) доказано, что в индивидуальном самопознании современной творческой личности присутствуют все 8 рефлексивных доминант, герменевтически выявленных из выдающихся европейских Я-текстов. Получены положительные корреляции самопознания, реализующего культурные потенциалы, с продуктивностью уединения респондентов и отрицательные корреляции с их зависимостью от одиночества. Доказано, что современная творческая личность, реализующая культурные потенциалы самопознания, способна продуктивно проводить время наедине с собой. Таким образом, можно говорить о активной заинтересованности современной творческой личности в том, чтобы посвящать отдельную часть своего жизненного времени и пространства контакту с самой собой: совершенствовать свою способность находиться в обществе себя, получать удовольствие от ситуации уединения, продуктивно ее используя, уделять внимание глубокому самоосмыслению и самоисследованию с опорой на лучшие культурные образцы самопознания. По итогам исследования предложены практические рекомендации по применению полученных результатов в консультативной практике, а также описаны возможные меры по оптимизации учебных планов творческих вузов и ссузов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ