• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феноменология принятия усыновителями детей, имеющих инвалидность

ФИО студента: Ромашкова Олеся Вадимовна

Руководитель: Колпачников Вениамин Валентинович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Консультативная психология. Персонология (Магистратура)

Год защиты: 2020

ВКР посвящена качественному исследованию опыта принятия усыновителей детей, имеющих инвалидность (особенности развития). Формирование принятия осуществляется в специфическом пространстве культуры отношения к людям/детям с особенностями в современной России, которое характеризуется как стигматизирующее, имеющее множество стереотипов. О проблемах принятия свидетельствует статистика, по которой каждый десятый ребёнок возвращается из семьи под опеку государства. Целью данного исследования является изучение вопроса как именно происходит успешный опыт принятия усыновленных сирот. Были систематизированы теоретические данные о принятии. Проанализированы имеющиеся источники, освещающие опыт родителей, усыновивших детей с инвалидностью. На основании теории человекоцентрированного подхода К. Роджерса рассмотрены теоретические предположения об опыте принятия и феноменах ему способствующих. В эмпирическом исследовании приняли участие 12 матерей, усыновивших одного или нескольких детей-инвалидов. Одним из важнейших критериев отбора являлись совместное проживание с ребёнком не менее трёх лет и осознанный ответственный выбор о дальнейшем проживании. Сбор данных производился с соблюдением базовых условий (эмпатия, конгруэнтность, безусловное позитивное принятие/уважение к респонденту). Методом сбора информации являлось полуструктурированное интервью. Феноменологический анализ (Giorgi, 2009) позволил обнаружить феномены принятия усыновителей на трёх уровнях: эмоционально -телесное принятие, сознательное принятие, принятие на интуитивном (образном) уровне. Феномен «ответственного решения о принятии» является общим и, вероятно, детерминирующим для всех этапов принятия. Также были описаны феномены принятия состояния здоровья ребёнка и феномены, сопровождающие и влияющие на опыт принятия родителей. Представлено обоснование опыта усыновления как проявления тенденции к актуализации и самоактуализации. Показано, что усыновители, принявшие детей, имеющих неизлечимое заболевание, приближены в своем бытии к полноценному функционированию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ