• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение мотивов использования сервисов экономики совместного потребления

ФИО студента: Титов Сергей Александрович

Руководитель: Лебедев Александр Валерьевич

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Менеджмент (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Каршеринг, появившийся в Москве в начале 2010-ых, оказался эффективным инструментом городской транспортной политики, и фокусирование Департамента Транспорта на развитии сервисов краткосрочной аренды автомобилей во многом определило многократный рост объема рынка в период с 2015 по 2020 год. За первое полугодие 2019 года москвичи и гости столицы совершили более 24 миллионов поездок с помощью сервисов каршеринга – на миллион больше, чем за весь 2018 год. За весь 2018 год рынок каршеринга вырос в 5 раз и достиг оборота в 7 млрд рублей. Поставленная мэром столицы Сергеем Собяниным цель – сделать Москву лидером в мире по размеру автопарка каршеринга – была достигнута в 2019 году за счет увеличения фонда на 14,5 тысяч новых автомобилей. В марте 2020 года автопарк составляет более 30 тысяч автомобилей – значительно больше, чем в столицах Японии и Китая – других странах-лидерах в этой области. Число пользователей, в свою очередь, неуклонно растет – на 12-15% в год в период с 2017 по 2020 год – и уже перевалило за миллион человек. Мотивация для участия в совместном потреблении и каршеринге, в частности, не ограничивается сугубо экономическими рационалистскими факторами, но может исходить из моральных убеждений пользователя сервисом. Ведущие исследователи в области шеринговой экономики (такие как Э. Бухер, Р. Белк и Й. Бенклер) выделяют ряд монетарных и внемонетарных факторов участия в шеринге, таких как: преследование личной выгоды, создание и укрепление социальных связей, получение уникального потребительского опыта, стремление сделать локальное сообщество более комфортным, желание уменьшить экологический след общества. В условиях быстротечного развития каршеринга как услуги в Москве стейкхолдеры из бизнеса и государства заинтересованы в научном изучении факторов мотивации участия в каршеринге московского потребителя для адаптации маркетингового сопровождения и повышения его эффективности. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: в первой главе определены теоретические основания шеринга и его исторического развития, рассмотрены экономические теории мотивации потребителя, труды ведущих современных и классических авторов в области экономики совместного потребления. Вторая глава посвящена анализу мировых и отечественных практик каршеринга и исследованию структуры и динамики московского рынка каршеринга и. В третьей главе приведены результаты эмпирического исследования, кластерного анализа в IBM SPSS и SEM-моделирования в RStudio. На основе данных, полученных в ходе исследования, сформированы рекомендации для стейкхолдеров из бизнеса и государства относительно маркетингового сопровождения каршеринга в Москве.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ