• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможности моделирования психического аппарата на основе психоаналитического подхода

ФИО студента: Чеботарёв Владимир Михайлович

Руководитель: Шаповалова Екатерина Викторовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Год защиты: 2020

Автором проведён метаанализ современного научного контекста проблемы моделирования психического аппарата и связанных с ним проблем, таких как создание искусственного интеллекта, а также проведено исследование современных попыток решения этих задач. На основе анализа ряда источников в области моделирования психического аппарата и создания искусственного интеллекта исследованы возможности применения психоаналитического подхода в рамках современных решений в этих областях, а также преимущества, которые он вносит в данные решения. Некоторые идеи психоаналитического подхода используются в проектах BDI, LIDA, например, «желания» в архитектуре BDI или «влечения» в архитектуре LIDA, хотя и на поверхностном уровне. Некоторые идеи из области психологии используются в проектах Psi, MicroPsi, MicroPsi 2 («эмоции», «мотивация», «познание»). Психоаналитический подход используется в качестве основы архитектуры в проекте SiMA (прежнее название ARS-PA) и имеет большую степень согласованности с теоретической основой этого проекта. Его авторы провели огромную работу по созданию инженерной модели психоаналитического представления о психическом аппарате. В проекте SiMA применение психоаналитического подхода дало возможность создать как минимум пять эффективных механизмов: — объединение символов в образы; — предоценка сценариев с использованием эмоций; — разделение принятия решений на реактивное, рутинное и рефлексивное; — три уровня сознательности; — защитные механизмы, разрешающие конфликты между противоречивостью внутренних влечений, интернализированных правил, внешнего восприятия среды и реальности. Cимуляции моделей, построенных на основе психоаналитических подходов, могут быть запущены в экспериментальных окружениях, имеющих в значительной мере упрощённое внутреннее устройство, в отличие от моделей, основанных на психологических теориях, в связи с тем, что психоанализ изучает не внешнее поведение, а внутреннюю мотивацию человека, следовательно, психоаналитическая модель не требует создания идентичной изучаемому явлению симуляции, а всего лишь функционально тождественной ему. Таким образом, автором выявлены значительные преимущества использования психоаналитического подхода при решении задачи моделирования человеческой психики, а также решении смежной задачи построения искусственного интеллекта. Симуляция психического аппарата на основе архитектуры, построенной в рамках психоаналитического подхода, имеет значительные перспективы для развития психоанализа в связи с тем, что будет получен новый инструмент проведения исследований, подтверждения и опровержения гипотез. Компьютерная модель легко поддаётся модификациям, а также изменению или сбросу её внутреннего состояния, полному или частичному отключению каких-либо её компонент или блокировке связей между ними. Такая компьютерная модель, построенная на основе психоаналитического подхода, сможет уточнять и развивать модель и понимание человеческого разума в целом. Кроме того, появление такого искусственного интеллекта, обладающего «человечностью», позволит проводить не только единичные эксперименты, но и массовые симуляции, что откроет новые области для проверки психоаналитических гипотез в масштабах групп и организаций. Узнать больше можно по ссылке: https://psychoanalyticapproachinartificialintelligence.ru/

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ