• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние рыночных и нерыночных факторов на выбор профессии преподавателя в России и странах ЕС

ФИО студента: Макогон Евгения Ивановна

Руководитель: Покатович Елена Викторовна

Кампус/факультет: Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа: Мировая экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Насущные проблемы в области образования постоянно обсуждаются на различных уровнях. Повышение качества образования является в том числе приоритетным направлением по мнению международных организаций, в частности выступает как одна целей устойчивого развития ООН. Хотя существует множество препятствий на пути реализации данной цели, именно учителя становятся провайдерами знаний. При этом нехватка педагогических кадров периодически возникает во многих государствах: дефицит учителей встречается и в России, и в странах Европейского союза. Для выявления причин недостатка кадров и устранения дисбалансов на рынке труда преподавателей экономисты обращаются к моделированию карьерного выбора в сфере преподавания. Такие исследования на основе лонгитюдных баз данных позволяют обнаружить весомые факторы, мотивирующие людей заниматься преподавательской деятельностью, что в итоге может объяснить различные дисбалансы на рынке труда преподавателей и сформировать многостороннюю эффективную стратегию поддержки сферы образования в целом. Однако потенциал методологии регрессионного анализа в данном направлении раскрыт учёными лишь частично, причём только для американского населения. В связи с этим настоящее исследование призвано устранить обнаруженные академические пробелы и определить наборы значимых факторов карьерного выбора российских и европейских преподавателей. Для этого созданы релевантные выборки населения с помощью данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ и Европейского исследования ценностей, построены и интерпретированы несколько логистических регрессий, предложены траектории дальнейших исследований. Так, данная работа вносит вклад как в методологический подход моделирования карьерного выбора, так и определяет актуальные рыночные и нерыночные детерминанты формирования карьерного пути учителей в России и странах ЕС на индивидуальном уровне. Для данных объектов впервые созданы логарифмические регрессии по доходам на лонгитюдных данных, а также предложены бинарные регрессионные функции. Причём сравнение результатов для разных стран позволит яснее и качественнее раскрыть особенности каждой из них. В результате на основе оценок коэффициентов регрессий измеряется вклад конкретных рыночных и нерыночных факторов при выборе карьеры учителя в России и странах ЕС. Основная гипотеза о значимости рыночного фактора заработной платы для европейских учителей и незначимости для российских подтверждается. Исследование опирается на научную литературу о выборе карьеры и рынке труда преподавателей, аналитические отчёты международных институтов по теме образования, статистические ресурсы международных экономических организаций и прочие источники. Эконометрическая часть работы реализуется с помощью прикладных программных пакетов Gretl и IBM SPSS Statistics и включает в себя корреляционно-регрессионный анализ, в частности построение логистических функций. Кроме этого, исследование обращается к общенаучным методам синтеза, аналогии и сравнения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ