• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансовые и социально-экономические факторы поддержки "Единой России" на парламентских выборах

ФИО студента: Лютикова Алина Павловна

Руководитель: Туровский Ростислав Феликсович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Прикладная политология (Магистратура)

Год защиты: 2021

В научном сообществе отсутствует консенсус относительно целесообразности изучения социально-экономических факторов голосования в России. С одной стороны, экспертами отмечается, что в отличии от 1990-х гг., когда статистика в целом хорошо работала в качестве объясняющего фактора, после 2000 г. интерес к экономическим факторам голосования заметно снизился, что отчасти подкрепляется заключениями об ослаблении связи между российской экономикой и политикой в виде механизма обратной связи, предполагающего наличие у электората реальной возможности отказаться от «услуг» действующей власти ввиду неисполнения обязательств по поддержанию необходимого уровня благосостояния населения. С другой стороны, исследователями отмечается, что в действительности внимание властей к социально-экономической политике остается высоким, и в последнее десятилетие даже возрастает. Наряду активным изучением социально-экономических факторов голосования экспертным сообществом отмечается, что изучению влияния финансовых факторов на политические результаты власти в литературе практические не уделяется внимания. Таким образом, выявляется проблема исследования, состоящая в неочевидности влияния финансовых и социально-экономических факторов на электоральную эффективность «Единой России» на парламентских выборах 2010-х гг. на федеральном и региональном уровнях. В исследовании предлагается рассмотрение проблемы через призму теорий электорального авторитаризма, фискального федерализма, патрон-клиентских отношений и экономического голосования. С использованием регрессивного анализа и метода регуляризации проверяются соответствующие гипотезы о влиянии социально-экономических и финансовых факторов на поддержку партии власти, а также сопоставляются эффекты факторов на электоральные результаты партии на федеральных и региональных выборах. Делается вывод о том, что особенностью современной политической системы России является высокая степень централизации, сочетающаяся с наличием обширной патронажной сети. Клиентельный тип межуровневых взаимоотношений предполагает зависимость субнациональных акторов от вышестоящих властей. Кроме того, в России выстраивается система, основой которой является воспроизводство высокой поддержки на выборах, особенно на федеральном уровне. Ввиду этого функционирование патрон-клиентских сетей направлено на обеспечение стабильности режима и поддержания необходимого уровня легитимности власти со стороны населения. Также отмечается, что рецентрализация системы и укрепление авторитарного характера политических процессов в начале 2010-х гг. сопровождаются повышенным вниманием политической элиты к социально-экономической политики, что, в частности, отражается в майских указах 2012 г. Тем не менее, социально-экономическое благополучие электората лишь отчасти объясняет голосование населения в поддержку «Единой России», при этом преимущественно на выборах федерального уровня. Экономическое ретроспективное голосование на российских парламентских выборах работает в логике обеспечения поддержки правящей власти в качестве «поощрения» за экономический рост региона. Одновременно с этим значимый эффект реакции избирателя на собственное благосостояние демонстрируется только в виде голосования за «Единую Россию» в условиях снижения уровня бедности. Особое внимание власти к вопросам об увеличении оплаты труда бюджетников в рамках майских указов не имеет положительного эффекта на поддержку партии. Кроме того, финансирование социально-ориентированных сфер, таких как образование, здравоохранение, социальная политика вопреки ожиданиям не способствует электоральной поддержке партии власти и, напротив, ее снижает. При этом улучшения в социально-экономическом благосостоянии электорат связывает с деятельностью президента или губернаторов, агентами лидера страны в регионах, при этом практически не возлагая электоральную ответственность за фискальную или социально-экономическую политику на аффилированную с государственной системой партию.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ