• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательный интернет-портал для художественных самоорганизаций

ФИО студента: Жданов Виктор Сергеевич

Руководитель: Аристова Ульяна Викторовна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе (Магистратура)

Год защиты: 2021

Самоорганизация является первичной платформой для формирования культурного фундамента своего времени. Это подтверждается в том числе, значительным влиянием и присутствием в пространстве современного искусства. Этим в частности и обуславливается выбор темы. Опираясь на личный исследовательский опыт в выборе материала, я остановился на значимых но в то же время, не всегда очевидных самоорганизованных инициативах. Одним из ключевых вопросов возникших у меня в момент работы над визуальным исследованием, стал вопрос о точке отсчета появления художественных самоорганизаций в Москве. Этот вопрос мог бы отнести нас в поле строгой дискуссии, однако я решил обойти спорные моменты и начать точку отсчета с Лианозовской школы, и как следствие, с Бульдозерной выставки. Бульдозерная выставка стала наиболее известной художественной ситуацией в советском неофициальном искусстве и заложила основу для многих последующих самоорганизованных, горизонтальных, автономных художественных действий. В полной мере очевидно что независимые художественные инициативы существовали в России и до этого, стоит только лишь вспомнить идеи художников “первого” русского авангарда с их издательскими и образовательными инициативами, однако они отсылают нас к раннему модернизму, к тому моменту, находящемуся еще достаточно далеко от современного культурного процесса. Структурирование материала происходило с упором на исторические периоды соответствующие активности самоорганизаций представленных в исследовании. Ареалом исследования стали низовые художественные структуры появившиеся в Москве и области, как значительный элемент культурного ландшафта центрально-европейской части России. Весь материал был разделен на четыре раздела: «Самоорганизации в неофициальном искусстве СССР», «Самоорганизации в искусстве 90-х», «Самоорганизации в искусстве 00-х», «Самоорганизации в искусстве 10-х». Изображения и иные визуальные материалы я собирал в сети интернет, на сайте сети архивов российского искусства RAAN, на сайтах художественных организаций и специализированных журналов а также по личным запросам в архивах художников и участников самоорганизованных инициатив (Авдей Тер-Оганьян, Олег Фролов). В текстовых материалах я ориентировался на информацию имеющуюся в архиве музея современного искусства GARAGE, Художественного Журнала и тексты из других медиа и специальных изданиях об искусстве. Период динамики советской тоталитарной цензуры при совокупности отсутствия прогрессивных художественных институтов, оставлял самоорганизацию как единственную возможную платформу независимого художественного действия. С падением советской репрессивной системы, самоорганизация как формат художественной кооперации несколько поубавилась в количественном отношении, причиной этому является появление на тот момент частных независимых пространств, (галерея Риджина (1990), галерея Марата Гельмана (1990), Крокин галерея (1990)) и арт-школ организованных теоретиками нового искусства (ИПСИ (1992), Свободные мастерские (1992)). А впоследствии и государственных институций (ГЦСИ (1992), ММСИ (1999)). Определенное влияние на культуру постсоветского пространства того времени оказал и фонд созданный Джорджем Соросом. В Санкт-Петербурге при его помощи был открыт образовательный фонд Про-арте (1999) а в Москве Центр современного искусства Сороса (1992-1999) учрежденный в бывшем здании издательства «Советский художник». С приходом капиталистических отношений надобность в многих самоорганизованных инициативах отпала. Однако в той же мере бурным темпом расцветала культура сквотирования и художественных интервенций, так из художественного сквота в Трехпрудном переулке, на короткое время вырастает одна из первых в Москве artist run space галерей (1991-1993). Нулевые годы, являлись продолжением голодных девяностых. Москва страдающая от терроризма спровоцированного второй чеченской кампанией порождает новые низовые инициативы в современной культуре. Возвращается интерес к приватному пространству (галерея «ЧЕРЁМУШКИ» (в квартире), «Галерея одного зрителя» (в туалете), «Галерея-офис ABC» (в офисе)) и к видеоарту (Уличный фестиваль видеоарта «Пусто», «Play, или Школа молодого видеохудожника») Самоорганизации в искусстве десятых возникают на волне протестной активности и до середины десятилетия сохраняют про-активистскую позицию (фестиваль «Медиаудар», фестиваль «Пошел! Куда пошел?»). Когда к началу десятых вторая волна московского акционизма пойдет на спад, становятся заметнее привычные для текущего культурного ландшафта столицы самоорганизации: (галерея «Электрозавод» (2012), «Центр Красный» (2016-2018), Третьяковская премия (2018)).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ