• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идентификация читателя с литературным героем как средство самопознания и саморазвития

ФИО студента: Хозяинова Антонина Владимировна

Руководитель: Серкин Владимир Павлович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Консультативная психология. Персонология (Магистратура)

Год защиты: 2021

Данная работа посвящена исследованию феномена идентификации с любимым литературным героем и героем, который вызывает негативные чувства. В центре внимания – выявление специфического механизма влияния опыта, полученного в процессе чтения художественного произведения, на личность читателя через призму его жизненного опыта в контексте теории экзистенциального анализа. Работа раскрывает содержание понятия «идентификация» в теоретических и современных эмпирических исследованиях. На данный момент наиболее полно процесс идентификации рассмотрен в детско-родительских отношениях, где развитие личности ребенка напрямую связано с корректной идентификацией себя со значимым взрослым. Идентификация в теории экзистенциального анализа, а также понятие «отраженная субъектность» В.А. Петровского подчеркивают активность личности в «переплавлении» аспектов внешнего мира во внутренний. Процесс идентификации взрослой личности исследуется в основном в контексте развития современных медиа и их влияния на человека, а также в рамках теории библиотерапии. Данное исследование особенно актуально, так как представляет собой попытку представить этапы процесса идентификации и описать взаимосвязь идентификации читателя с литературным персонажем и процесса саморазвития человека. Дизайн исследования основывается на феноменологическом анализе по А. Джиорджи, Б. Джиорджи. На примере десяти интервью с сотрудниками и посетителями Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (г. Москва) удалось выявить закономерности, этапы процесса идентификации и построить модель, опираясь на теорию фундаментальных мотиваций А.Лэнгле. Также выявлено определение идентификации, которое дополняет принятые теоретические определения и дает лучшее понимание структуры процесса. Полученные данные помогут читателю осознаннее относится к процессу чтения, развивать навыки самодистанцирования, самопринятия, самотрансценденции, а также будут полезны психологам, использующим арт-методики. Ключевые слова: идентификация, литературный герой, библиотерапия, экзистенциальный анализ.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ