• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Добровольное отчисление и возвращение в вуз как образовательная траектория студентов г. Москвы

ФИО студента: Мудрецова Елизавета Юрьевна

Руководитель: Ибрагимова Диляра Ханифовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Прикладные методы социального анализа рынков (Магистратура)

Год защиты: 2021

Работа фокусируется на изучении того, как принимаются решения о добровольном отчислении и возвращении в вуз. В рамках исследования рассматриваются индивидуальные образовательные траектории молодых людей, отчислившихся из вуза. Оно реализовано с помощью качественной методологии: в ходе эмпирического этапа собрано 17 интервью с молодыми людьми, имеющими опыт обучения в вузах Москвы. В результате работы получена информация о существующих мотивах отчисления и возвращения в вузы, рассмотрены контекстуальные аспекты отчисления, которые могут быть связаны с принятием решений внутри образовательной траектории. В конце работы также представлена типология образовательных траекторий. Одним из предположений исследования являлось то, что отчисление из вуза происходит вследствие снижения академической и социальной интеграции в учебную жизнь вуза. В начале работы обозначается актуальность исследования тематики отчисления из вуза. В обзоре литературы рассматривается теория жизненного пути [Блоссфельд, Хьюнинг, 2006] и подход, рассматривающий образовательный путь и образовательные траектории индивидов [Pallas, 2003]. Также уделяется внимание работам, рассматривающим образование как один из «маркеров» взрослости [Kohli, 1986]. Одной из основополагающих для данного исследования является теория интеграции Тинто [Tinto, 1975], в которой уход из высшего учебного заведения объясняется низкой интеграцией в социальные и/или академические процессы института. В методологическом разделе сформулированы основные предположения, приведены определения основных понятий работы. Также внимание уделяется методу сбора данных, инструментарию исследования и методам анализа данных. В результате работы делаются выводы о том, что отчисление из вуза происходит не только вследствие учебных мотивов (связанных с процессом обучения в вузе), но также вследствие ряда внеучебных мотивов и других контекстуальных аспектов, из которых складывается индивидуальная образовательная траектория.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ