• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литературная инсценировка памяти в автобиографических произведениях Ильмы Ракузы «Мера моря» (2009) и «Мой алфавит» (2019)

ФИО студента: Анохина Надежда Вячеславовна

Руководитель: Беккер Ирис Юлиане Мария

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом (Магистратура)

Год защиты: 2021

Магистерская работа "Литературная инсценировка памяти в автобиографических произведениях Ильмы Ракузы «Мера моря» (2009) и «Мой алфавит» (2019)" была посвящена литературной инсценировке памяти, стратегиям отражения процессов памяти в литературном тексте, которые были рассмотрены на примере частично автобиографических произведений писательницы Ильмы Ракузы – «Мера моря» и «Мой алфавит». Произведения были выбраны, так как они оба посвящены памяти и воспоминаниям, их поиску и сохранению. Выявление закономерностей литературной инсценировки памяти в автобиографических художественных текстах было целью этой работы и для ее достижения были выполнены следующие задачи: во-первых, изучена историю бума памяти, его предпосылки и развитие в культуре памяти и литературе о памяти, во-вторых, рассмотрены центральные концепции исследования памяти, в-третьих, исследована литература как средство формирования, передачи и сохранения памяти. Работа состоит из введения, 3-ех глав, заключения и списка литературы. Первая глава была сконцентрирована на выполнении первых двух задач: были исследованы причины, стратегии и проявления немецкой культуры памяти и политики памяти, а также осмысление темы памяти в научных дискурсах до и в период 90-х гг. Во второй главе, опираясь на работу Астрид Эрлл, был рассмотрен вопрос: какие стратегии и механизмы построения пространства памяти могут быть использованы в литературном произведении для превращения памяти в литературный нарратив. В третьей главе было проанализировано, как именно происходит инсценировка памяти в литературном тексте на примере двух произведений Ракузы. Исследование позволило сделать следующие выводы. Во-первых, в произведении «Мера моря» есть следующие стратегии формирования памяти: построение воспоминаний в движении через объединение нескольких уровней путешествия; рефлексивное письмо и изобретение воспоминаний – рассказчица сама раскрывает свой замысел и размышляет о памяти, ее отсутствии и лакунах в своих воспоминаниях; мультилингвизм – в ходе путешествий через наложение разных языков и культур рассказчица создает для себя такое мультилингвальное пространство, в котором она чувствует себя «дома» и которое хранит ее память; метафоры памяти и практики против забвения, которые включают в себя преобразование и ассоциацию образов с воспоминаниями, фиксация и хранение имеющихся воспоминаний в фотографиях, записях, сувенирах, находящихся в «чемодане», который в свою очередь выступает одной из метафор памяти, наряду с морем. Во-вторых, произведение «Мой алфавит» можно назвать «ключом» к творчеству Ракузы, так как оно помогает в интерпретации ее предыдущего творчества с одной стороны, и с другой – несмотря на то, что «Мой алфавит» более концептуальное и менее сюжетное произведение, его главным фокусом все равно остается память. Воспоминания выстраиваются в алфавитном порядке, что позволяет рассказчице представить ключевые для памяти моменты, заключая их в отдельных словах. После проведения анализа инсценировки памяти в двух автобиографических произведениях Ильмы Ракузы был оценен потенциал влияния ее творчества на культуру памяти. Поскольку произведения вписываются в литературу «восточного поворота», то, как пишет Хайнс, значит они уже участвуют в создании «метанарратива» об опыте миграции из стран Восточной Европы и о детских воспоминаниях в другой для немецкоязычного общества культурной среде, переоценивают вопросы национальной идентичности в Европе, создают пространство для диалога культур.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ