• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Белоруссия с 1917 года до начала XXI века в белорусских школьных учебниках: конструирование национальной истории, 2006-2019

ФИО студента: Шпильков Николай Николаевич

Руководитель: Воронович Александр

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История современного мира (Магистратура)

Год защиты: 2021

Работа посвящена отражению истории Белоруссии с 1917 года до начала XXI века в школьных учебниках, изданных в 2006-2019 годах в условиях устоявшейся политики режима Александра Лукашенко в сфере образования. В качестве вспомогательных источников используются документы Министерства образования Белоруссии и материалы СМИ о публичных выступлениях политиков и других представителей государственной исторической политики. Исследованы: непосредственно представленное в учебниках повествование о национальной истории, язык и терминологический аппарат учебников, вспомогательные методические материалы для учеников. В работе совершена попытка выделить ключевые группы ценностей, влияющие на трактовки исторических событий, а также на объём уделённого им внимания и присутствующие в повествовании умолчания. Среди таковых: Советское – Государство – Нация – Политическая конъюнктура существования независимого белорусского государства. Исследуется взаимоотношение этих групп ценностей внутри исторического повествования учебников. Сделаны следующие выводы: 1) наличие четырёх групп ценностей в повествовании учебников истории 2) подчинённо-инструментальный характер ценности советского 3) государство как первичная и ключевая ценность 4) отсутствие стройной сложившейся концепции национальной истории советского и постсоветского периода 5) использование эклектичного постсоветского языка, изобилующего марксистской терминологией, – с постепенным отходом от него 6) отсутствие языка разговора об актуальной истории последних десятилетий, проявляющееся в большом количестве абстрактных идеологических конструкций 7) наличие манипулятивных приёмов в методических материалах, направленное на формирование у ученика определённых взглядов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ