• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ритмика стиха и прозы В.В. Набокова

ФИО студента: Бикбулатова Елизавета Денисовна

Руководитель: Казарцев Евгений Вячеславович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Настоящая работа посвящена проблеме взаимодействия стиха и прозы. Эти литературные формы можно рассматривать по-разному: их противопоставляют, находя в каждом уникальные особенности, присущие только ему, или, наоборот, воспринимают как единое целое и как взаимодополняющие элементы одной системы. Интерес к исследованию взаимодействия стиха и прозы начался в 20 веке, когда было замечено, что во многих прозаических текстах есть стиховое начало. Это дало стимул к изучению стихоподобных фрагментов - метричных частей внутри прозы, исследованием которых занимались А. Белый, А. Н. Колмогоров, Б. В. Томашевский. По этой проблеме уже было изучено творчество таких авторов, как А. С. Пушкин, Б. Пастернак, А. Толстой. В данной работе продолжается исследование стихоподобных фрагментов на примере творчества В. Набокова. Есть предположение, что появление таких фрагментов связано с прошлым литературным опытом автора, поэтому цель работы – проверить, имеет ли влияние на прозу Набокова его поэтический опыт. В работе будут рассмотрены такие прозаические тексты как «Машенька», «Защита Лужина», «Дар», «Лолита», «Lolita», «Приглашение на казнь», а также ряд стихотворений Набокова и его современников как на русском, так и на английском языках. Методы, которые используются для этого исследования, – построение графиков, рассчитанных по данным, полученным на основе разметки текстов и сравнительный анализ графиков речевых и языковых моделей стиха и прозы Набокова. Полученные результаты можно оценивать неоднозначно: речевые и языковые модели Набокова совпадают в ямбах, что говорит о том, что он проявляет себя как прозаик, что и ожидалось, однако в хореях Набоков действительно испытывает влияние своего поэтического опыта и проявляет себя как поэт, так как речевая модель его прозаического произведения не совпадает с языковой и сближается со стихом.  

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ