• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Историческая рецепция немецкого киноэкспрессионизма в работах Михаила Кузмина

ФИО студента: Самсонов Никита Олегович

Руководитель: Бреслер Дмитрий Михайлович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

АННОТАЦИЯ Эта работа посвящена исследованию работ русского писателя серебряного века Михаила Кузмина (1872-1936) и влиянию на их литературный генезис перцепции немецкого экспрессионистского кино. Путем использования метода литературного, компаративного, биографического и интермедиального анализа отдельных работ писателя в период появления и развития раннего кино 1900-1920-х гг. исследуется природа уникальных взаимоотношений литературного и киноискусств. Также описывается историческая и культурно-психологическая среда генезиса киноэкспрессионизма, определившая предрасположенность к ней Кузмина. Аналитическая часть посвящена нахождению в конкретных работах автора конкретных мотивов, стилистических приемов и интермедиальных адаптаций киноязыка и отдельных образов, в частности, из картин «Кабинет Доктора Калигари» 1920 года, а также картины «Доктор Мабузе, игрок» 1922 года. Больше всего внимания уделено тому, как Кузмин персонализирует киноопыт, используя конкретные сцены/сюжеты и конкретных персонажей отдельно обособляемых им фильмов, путем встраивания их в свой поэтический и автобиографический нарратив. На этом основании делается попытка осмысления природы кинорецепции Кузмина как раздельного инкорпорирования человеческих/поэтических и механических/медиальных черт кино в разные области своего творчества – лирически/прозаически поэтическую и документально-дневниковую. Для осмысление медиальной роли кино используются работы Вальтера Беньямина и Фридриха Киттлера. Анализ поэтической части рецепции основан на развитии и углублении наиболее полной, на данный момент, предпринятой попыткой исследования кинопоэтики Кузмина – статье «Кузмин – кинозритель», опубликованной в 13 выпуске журнала «Киноведческие записки» Р.Т. Ратгаузом, в частности путем использования метода постановки исследования с позиции исторической (а не только поэтической) рецепции, предложенной Ю.Г. Цивьяном в своей книге «Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ