• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выбирая коуча: как работает рынок личностного роста

ФИО студента: Покаместова Ольга Ильинична

Руководитель: Решетеева Регина Игоревна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

В последнее время широкую популярность приобрела сфера коучинга – практики, направленной на улучшение личного функционирования и производительности индивида для достижения конкретных целей. Коучинг, как профессия, относительно новая сфера деятельности и до сих пор не лицензирована в Российской Федерации с законодательной стороны. Несмотря на это, данная отрасль не перестает расти, а люди продолжают обращаться к услугам коучей. Целью данной работы выступает выявление обоснования обращения и работы с коучем в контексте решения личностных проблем со стороны индивидов. Важно понять, какие внутренние аспекты, поддающиеся саморефлексии со стороны индивида, подталкивают его обратиться к коучу: что означает для человека выбор коуча. В связи с этим необходимо выяснить, какими смыслами индивиды наделяют работу с коучем и что означает опыт взаимодействия с коучем в восприятии индивидов, что возможно при проведении качественного анализа, способствующего выявлению более детальных и глубоких смыслов, которыми индивид наделяет работу коуча. Так, в исследовании было использовано два метода: контент-анализа блогов коучей в социальных сетях и глубинное интервью с коучами и их клиентами. Основной категорией интервьюируемых стали именно коучи и клиенты коучей. Выборка была сформирована по теоретическому принципу без ограничений по возрасту, полу, образованию. Было опрошено 17 интервьюируемых, из которых 10 составили коучи и 7 клиенты коучей. Результатами исследования стал образ коуча в восприятии клиентов: коуч – это друг-ментор за деньги. Был получен смысл, которым наделяют клиенты практику с коучем: коучинг выступает как функциональная работа над собой ради карьеры. Важным открытием в процессе исследования стало проведение символических границ между восприятием психотерапевта и коуча, а также выявление преобладания реляционной-отношенческой парадигмы и эмоциональных начал в практике коучинга, относящие коучинг под разряд эмоционального труда. С точки зрения недостатка легитимизации данной отрасли коучинг выступает подобно незаконнорождённому институту, который порождает реакцию со стороны социально-организационных сил – осуществляется процесс профессиональной институционализации. С научной точки зрения, раскрывая намерения клиентов, выбирающих коучей, данное исследование помогло выявить основные мотивы и проблемы, волнующие современного человека. До этого мотивы клиентов коучей еще не изучались с точки зрения качественной парадигмы. Такие мотивы важны в контексте размышлений о трансформации современного общества с точки зрения отражения терапевтического нарратива и медикализации всех институтов. При этом, так как была открыта и получена совершенно новая рамка в изучаемом поле, которая не предполагалась и не рассматривалась на исходном этапе исследования, а именно контекст эмоционального труда, реляционной работы и символических границ, до сих пор не ясно и не однозначно как коучам удается отлаживать границы между: истинным желанием помогать людям и материальным достатком и перспективностью профессии коуча. В связи с этим данная работа может послужить отправной точкой для будущих исследований с точки зрения изучения границы между эмоциональным и материальным аспектом в сфере помогающих профессий со стороны самих специалистов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ