• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание речевых нарушений у русскоязычных детей с общим недоразвитием речи по материалам батареи тестов "Кораблик"

ФИО студента: Лезжова Валерия Сергеевна

Руководитель: Лопухина Анастасия Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Лингвистическая теория и описание языка (Магистратура)

Год защиты: 2021

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой наблюдаются нарушения всех компонентов речи при нормальном развитии слуха и интеллекта (Левина, 1967). Все дети с ОНР испытывают трудности в освоении морфологии и синтаксиса, некоторые дети также имеют проблемы с пониманием фонологических правил языка или, в целом, с пониманием речи (Feldman, Messick, 2009). На сайте ‘National Institute on Deafness and Other Communication Disorders (NIDCD)’ отмечено, что для дошкольников с ОНР характерны следующие симптомы: позднее начало порождения предложений, трудности с запоминанием новых слов, ведением диалога, соблюдением инструкций, частые аграмматизмы. Дети старшего возраста и взрослые имеют проблемы с порождением сложных предложений, подбором подходящих слов, пониманием образной речи, чтением, составлением историй с логической последовательностью. Также характерны грамматические и орфографические ошибки (‘Specific Language Impairment’, 2019). При ОНР возможно проявление вторичных поведенческих проблем, таких как гиперактивность, невнимательность, социальная изолированность (Cohen et al., 2000). Также могут присутствовать следующие коморбидные нарушения: нарушение памяти, моторный дефицит, дислексия, СДВГА, нарушения слуховой обработки, а также некоторые психосоциальные нарушения (Ghandour et al., 2018). Для комплексного исследования и диагностики речевых нарушений у англоговорящих детей обычно используются стандартизированные батареи тестов, в частности: Test of oral language development: Primary (TOLDP3) (Newcomer and Hammill, 1987), Clinical Evaluation of Language Fundamentals—Fourth Edition (CELF) (Semel, Wiig & Secord, 2003), Comprehensive Assessment of Spoken Language (CASL) (Carrow-Woolfolk, 1999), Illinois Test of Psycholinguistic Abilities (ITPA) (Kirk, McCarthy & Kirk, 1968), Preschool Language Scale, Fourth Edition (Zimmerman, Steiner & Pond, 2002), Test for Reception of Grammar (TROG) (Bishop, 2003), the Verb Agreement & Tense Test (VATT) (van der Lely, 2000); British Picture Vocabulary Scales (BPVS) (Dunn, Dunn, Whetton & Pintilie, 1982), Peabody Picture Vocabulary Test (PPVT) (Dunn & Dunn, 2007), Goldman–Fristoe test of articulation (GFTA) (Goldman and Fristoe, 2000), etc. Эти батареи тестов оценивают речевое поведение на всех языковых уровнях, например CELF, или на одном из уровней, например, PPVT для оценки лексического запаса. В отечественной традиции обычно используются не стандартизированные батареи тестов с количественной оценкой, а качественные методы и экспертиза специалистов, что может повлиять на точность описания речевых дефицитов в силу субъективности данных подходов. Настоящее исследование направлено на описание речевых нарушений у детей с ОНР в сравнении с детьми с типичным речевым развитием. В работе мы представили результаты речевого обследования большой группы дошкольников с помощью батареи тестов КОРАБЛИК («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»), которая позволяет оценить речевое поведение в аспекте понимания, порождения и повторения речи на уровне звуков, слов, предложений и текстов. КОРАБЛИК прошел нормализацию в группе дошкольников и дает возможность сравнить результаты отдельных детей с количественными данными о возрастных нормах. Мы также сравнили результаты выполнения всех заданий КОРАБЛИКа в группах детей с ОНР и с типичным речевым развитием с целью выявить характерные особенности речевых профилей детей с ОНР. В ходе исследования было сформулированы следующие выводы: 1. Средние показатели детей с ОНР ниже средних показателей нормы по всем субтестам и во всех возрастных группах; 2. Статистически значимая разница между результатами детей с ОНР и детей из группы нормы была обнаружена в субтестах на повторение псевдослов, называние действий и составление предложений в большинстве возрастов и в субтесте на составление рассказа во всех возрастных группах; 3. Сравнение по отсечкам нормы выявило, что большая часть детей с ОНР испытывают трудности с повторением предложений, порождением синтаксиса и дискурса; 4. Соотношение показателей правильности отличается между группами в субтестах на различение звуков, понимание предложений, понимание текста, называние слов, составление предложений и рассказ по рисунку; 5. Дети ОНР разных уровней также имеют разное распределение ошибок при различении звуков, понимании предложений, порождении слов и предложений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ