• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концептуализация и актуальность постмодерна как теоретической парадигмы

ФИО студента: Аничкин Артем Алексеевич

Руководитель: Филиппов Александр Фридрихович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Постмодерн и постмодернизм представляют пару понятий, крайне сложно поддающихся определению. Несмотря на то, что можно часто услышать о постмодернистском кино, искусстве, науке или даже подходах к экономике и образованию, эти термины не имеют одного фиксированного или универсально принимаемого значения. Несмотря на их популярность, они используются каждым из авторов в собственном уникальном значении, а различные интерпретации могут как обнаруживать существенные сходства, так и полностью противоречить друг другу. Во многом, эта неопределённость – результат амбициозной претензии на возможность отразить актуальное состояние общества и культуры в одном термине, что неизбежно приводит к его превращению в с необходимостью оспариваемый. Ситуацию не делает проще внутренне присущая многозначность постмодерна, который сам по себе может относиться к таким различным сферам как искусство, философия или социальная теория; при этом, например, постмодернизм в литературе и архитектуре может пониматься совершенно по-разному. Популярное разграничение между постмодерном как исторической эпохой и постмодернизмом как направлением в искусстве способно внести некоторую степень порядка, но лишь до той степени, в которой возможно отделить ключевые черты современности от их отражений и проявлений в искусстве, что становится почти невозможным в рамках постмодернистской парадигмы, где всё есть культура. В таком случае обращение к тенденциям искусства может сказать больше о текущем состоянии общества, чем какой-либо другой вид анализа. Достигнув пика популярности в 1990-е, постмодерн постепенно ушёл из центра внимания в рамках дискуссий в социальных науках, в чём проявилась некоторая усталость от термина. В то время как многие социологи вернулись к обсуждению модерна и современности в их обновлённых вариантах («Текучая современность», «Второй модерн», «Рефлексивная модернизация»), другие теоретики стали предлагать альтернативные парадигмы, призванные прийти на смену постмодерну («Постпостмодерн»), или же стали писать об обществе в принципиально других категориях. Тем не менее, это не означает, что концепции постмодерна до конца утратили свою актуальность. Если постмодерн завершился как эпоха и на смену ему пришло что-то новое, то понять значение изменений остаётся возможным лишь на его фоне. И даже если описывать общество в категориях постмодерна никогда не было хорошей идеей, по крайней мере некоторые из тенденций, отмеченных теоретиками постмодерна, должны быть объяснены и приняты во внимание любым другим языком описания современности. Создание такого языка становится особенно важным для понимания специфических черт современности как исторического периода, которые определяют её глобальные проблемы, а также возможности их решения. Это определяет основные задачи работы как решение проблемы концептуализации постмодерна и определение его актуальности в качестве теоретической парадигмы. Концептуализация подразумевает выделение основных значений, связываемых с понятием постмодерна, а также ответ на вопрос, возможно ли говорить о его некотором общем, нейтральном значении в принципе. Актуальность постмодерна выражается в его преимуществах, недостатках и отличительных чертах как языка описания современной культуры в сравнении с другими возможными подходами. В заключительной части подробно рассматриваются теории цифрового общества на примере концепций партиципаторной культуры Г. Дженкинса и коллективного интеллекта П. Леви, являющиеся наиболее перспективной альтернативой постмодерну сегодня. Как будет показано, цифровая революция и формирующиеся вокруг неё культурные практики представляют наибольший вызов для парадигмы постмодерна, в значительной мере изменяя облик современного общества и открывая возможности для более позитивной программы развития.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ