• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнение параметрического и непараметрического подходов к оцениванию эффекта воздействия на бинарный показатель с использованием многомерной пробит-модели и мэтчинга на примере влияния высшего образования на здоровье индивида

ФИО студента: Косорукова Мария Александровна

Руководитель: Коссова Елена Владимировна

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2022

В работе представлен сравнительный анализ параметрического и непараметрического подходов к оцениванию эффекта воздействия высшего образования на субъективные и объективные бинарные показатели здоровья индивидов на примере многомерной пробит-модели и мэтчинга. Было выявлено, что ключевым преимуществом мэтчинга является возможность симулирования естественного эксперимента, тогда как недостатком – необходимость соблюдения в модели сложных для выполнения предположений, связанных с отсутствием ненаблюдаемых переменных. Напротив, многомерная пробит-модель не обязывает предполагать отсутствие ненаблюдаемых факторов и учитывает их связь через тетрахорическую корреляцию, однако требует от исследователя делать предположения о распределении ошибок и функциональной форме модели. С помощью мэтчинга на основе меры склонности, оцененной с помощью логит-модели и полу-непараметрического подхода Галланта и Нички, мэтчинга на основе расстояния Махаланобиса и многомерных пробит-моделей на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2020 год в работе были найдены статистические свидетельства в пользу наличия значимого отрицательного эффекта воздействия высшего образования на вероятность индивида иметь хронические заболевания сердца и ожирение, а также значимого отрицательного воздействия на вероятность женщины иметь хронические заболевания суставов. При этом оценки эффекта воздействия, который оказался значимым только после применения мэтчинг-методов, не могут быть достоверно проинтерпретированы как оценки эффекта воздействия высшего образования на показатели здоровья индивидов, поскольку вызваны нарушением предположений мэтчинга. На основании полученных результатов делается вывод о необходимости оценивания эффекта воздействия в прикладных задачах одновременно разными подходами для получения более надежных оценок. С практической стороны, результаты могут быть использованы как дополнительный аргумент к более активному продвижению здорового образа жизни среди детей. Дальнейшие перспективы исследования включают в себя задачу оценивания эффекта воздействия высшего образования на здоровье индивидов за разные периоды времени для проверки наличия временного эффекта.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ