• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ чувствительности спроса на продукты к ценовым и неценовым факторам (в сотрудничестве с Samokat.ru)

ФИО студента: Забродин Семен Васильевич

Руководитель: Лапина Мария Геннадьевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2022

Одним из классов задач, изучающих влияние наблюдаемых переменных друг на друга, являются задачи «causal discovery». Данное направление исследований заключается в получении полного графа зависимостей и, иногда, размеров соответствующих эффектов. Целью данной работы является создание графа зависимостей между переменными, контролируемыми компанией «Самокат» (цены на товары и минимальный чек) и спросом на различные категории товаров. Также предполагается измерить соответствующие эффекты влияния. Такой граф может быть использован с целью сопоставления выгод и потерь при изменении факторов, подконтрольных компании. Формат работы – академический. Для получения графа используются данные компании «Самокат», отражающие спрос на товары с августа по октябрь 2021-го года в городе Санкт-Петербург. Для исследования отбираются только наиболее продающиеся товары из каждой категории. Данные агрегированы в посуточный спрос. Ввиду особенностей поставленной цели исследования готовые алгоритмы, призванные решать задачи типа «causal discovery», не подходят для данной задачи. Это связано с нарушением ключевой предпосылки (Свойство Маркова), а также с небольшим количеством наблюдений в сравнении с количеством переменных. Поэтому, мы разработали собственный метод получения графа. С помощью метода независимых компонент из данных извлекается «дополнительная компонента», выступающая прокси ненаблюдаемых переменных. Затем влияние факторов (цен и минимального чека) и размеры эффектов определяются с помощью стандартных линейных регрессий, учитывающих гетероскедастичность в данных. По результатам исследования выяснилось, что ценами, влияющими на наибольшее количество категорий спроса, являются цены на молочную продукцию (21 значимый эффект), минимальный чек (20 значимых эффектов) и цены на мясо (20 значимых эффектов). В свою очередь, категориями спроса, на которые влияют наибольшее количество ценовых факторов, оказались категории «Чай» (11 значимых эффектов), «Птица» (11 значимых эффектов) и «Мясо» (9 значимых эффектов). Граф с его эффектами и направлениями может быть использован для более эффективного управления ценовыми метриками (эффективность зависит от того, какие цели на рынке ставит компания в конкретный момент, примерами могут быть повышение маржинальности и расширение клиентской базы). Кроме того, полученные эффекты могут быть преобразованы в «штрафы» к тем ценовым метрикам, которые оказывают большое негативное влияние на спрос других товаров при повышении (повышения таких цен будут ограничиваться).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ