• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение временной динамики формирования следа памяти с использованием магнитоэнцефалографии

ФИО студента: Воеводина Екатерина Алексеевна

Руководитель: Феделе Томмасо

Кампус/факультет: Институт когнитивных нейронаук

Программа: Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2022

В настоящем исследовании мы исследовали временную динамику формирования памяти с использованием парадигмы последующего запоминания (ПЗ) в МЭГ. Процедура ПЗ подразумевает, что нейронная активность при кодировании информации предсказывает успех при ее извлечении. Мы анализировали временное окно, которое включало онлайн (во время предъявления стимула) и оффлайн (до и после предъявления стимула) интервалы. Зрительные стимулы с отрицательной и нейральной модальностью были выбраны из Международной системы эмоциональных изображений (IAPS). Перед МЭГ-экспериментом были проведены два подготовительных исследования: рейтинговое онлайн-исследование для выбора оптимальных визуальных стимулов для населения России; также было проведено поведенческое исследование памяти для определения оптимальной продолжительности интервала, разделяющего кодирование и извлечение. В основном исследовании мы сравнивали правильно извлеченные элементы или попадания (все, отрицательные и нейтральные) с забытыми элементами или промахами (все, отрицательные и нейтральные). Целями исследования МЭГ были локализация областей мозга, участвующих в формировании эпизодических воспоминаний, и отслеживание временной динамики этой активности; для анализа связанной с памятью активности в различных частотных диапазонах (тета, альфа, бета, гамма и высокая гамма). Мы предположили, что онлайн- и офлайн-активность во время кодирования предсказывает последующее формирование памяти; как рассинхронизация, так и синхронизация в различных частотных диапазонах служили запоминанию; формирование памяти было результатом активации нейронов в различных частотных диапазонах и различных областях. Нейрофизиологические данные 19 участников были проанализированы с использованием следующих методов: анализ вызванных магнитных полей (ERF) выполнялся для проверки вовлеченности участников исследования; частотно-временной анализ (TF) в сенсорном пространстве позволил оценить общие временные и спектральные закономерности активности памяти; наконец, пермутационный статистический анализ, примененный к результатам реконструкции источника (SR) спектральной мощности, позволила проверить закономерности синхронизации/десинхронизации в интересующих полосах частот. Наши результаты согласуются с предыдущими исследованиями. Подход ПЗ выявил нейронную активность в кодировании, что важно для последующего вспоминания. Анализ временной динамики показал, что как онлайн, так и оффлайн нейронная активность способствует успешному запоминанию. Синхронизация (лобные доли) / десинхронизация (теменно-височные области) взаимодействуют в тета-диапазоне, а также альфа- и бета-десинхронизация являются важным признаком последующего запоминания. Однако бета-синхронизация не была описана в литературе, и мы предполагаем, что это может быть паттерн, специфичный для формирования эмоциональных воспоминаний с негативной модальностью. В целом, наши данные подтверждают предыдущие результаты, показывающие сходные модели формирования памяти в трех различных модальностях: попадания и промахи без учета эмоционального компонента, отрицательные промахи, нейтральные попадания и промахи. Мы ожидаем, что наши результаты дадут представление о формировании эпизодической памяти и роли эмоционального компонента в истории памяти.

Текст работы (работа добавлена 31 мая 2022 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ