• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Башкиры в составе Улуса Джучи

ФИО студента: Ахметова Алия Айратовна

Руководитель: Добровольский Дмитрий Анатольевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Современная историческая наука в преподавании истории в школе (Магистратура)

Год защиты: 2024

Тема изучения башкирского народа в составе Улуса Джучи является актуальной в современной исторической науке. Это связано, во-первых, с распадом СССР и «поиском корней» наций, которые ведутся в тюркоязычных государствах (Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Азербайджан), так и продолжающих оставаться в составе Российской Федерации: Татарстана и Башкортостана. Все народы и страны, вошедшие в Монгольскую империю, оказались вовлечены в глобальные евразийские процессы, обусловившие дальнейший ход истории. В отношении взаимодействия башкир во время нахождения в составе Монгольской империи, а затем и Золотой Орды (Улуса Джучи) были заложены основные принципы политико-правовой и социальной жизни, которые определили направление дальнейшего развития башкирского общества. Вопрос о роли и положении башкир в административно-территориальной и правовой системе улуса Джучи не был предметом самостоятельного исследования, хотя так или иначе затрагивался во многих работах исследователей по истории и археологии золотоордынского периода. Объектом исследования являются письменные исторические источники и научно-исследовательские работы, направленные на изучение вопроса взаимодействия башкир в составе Улуса Джучи. Предметом исследования является исследование истории башкирского народа в составе Золотой Орды, с фокусом на временном промежутке, когда они были частью Улуса Джучи, а также рассмотрение вопросов вассальной зависимости, социокультурных взаимодействий и других аспектов, вытекающих из исторических источников. Цель работы: на основании письменных исторических источников и литературы определить перспективные направления дальнейшего изучения истории башкирского народа в составе Золотой Орды (Улуса Джучи). Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Выяснение информационного потенциала письменных исторических источников для изучения положении башкирского народа в составе Улуса Джучи; 2. На основании анализа историографических материалов установить, какие основные проблемы истории башкирского народа в период вассальной зависимости от Великой Монгольской империи и Улуса Джучи были решены, а какие – нет (и почему); 3. Определить основные направления дальнейшего изучения положения башкирского народа в золотоордынский период. К сожалению, научно-исследовательских работ и монографий по истории башкир в период ордынского владычества мало. В основном были изучены статьи в рамках краеведческого анализа территории Южного Урала. Историография проблемы исследования представлена в дореволюционной, советской и современной литературе. Хронологические рамки исследования ограничены XIII–XVII вв. Начальная дата обусловлена установлением ордынской зависимости над башкирскими племенами, конечная – падение Золотой Орды и освобождение от зависимости.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ