Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: есть ли дефицит потребительских товаров?

Фактчекинг: есть ли дефицит потребительских товаров?

© iStock

В социальных сетях распространяется информация о том, что на рынке есть дефицит отдельных товаров, поскольку товары ушедших иностранных брендов нечем заменить. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

В социальных сетях пишут, что товары ушедших иностранных брендов нечем заменить. При этом отмечается, что снижение спроса на непродовольственные товары связано с их дефицитом. Заменить их не удается ни внутренним производством, ни параллельным импортом. В подтверждение этой информации в посте идет ссылка на аналитику, опубликованную на сайте Центробанка.

Действительно, в обзоре на сайте ЦБ «О чем говорят тренды» отмечается, что «наиболее сильное отставание от докризисных уровней сохраняется в секторе непродовольственных товаров, причем в тех его группах, где наблюдался массовый уход поставщиков и ритейлеров из недружественных стран и имеет место нехватка товаров привычных брендов».

Начиная с марта 2022 года целый ряд иностранных компаний ушли из России. Часть компаний была продана новым владельцам и сменила вывеску, под которой работает. Например, сеть быстрого питания McDonald’s покинула российский рынок, продав рестораны российскому инвестору. На их месте открылась сеть «Вкусно и точка» с аналогичным ассортиментом.

Польский ритейлер LPP (бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay) передал бизнес в России другому юрлицу и открыл магазины под новыми вывесками. При этом ассортимент и цены остались на прежнем уровне.

Как ожидается, в ближайшее время сменить владельца и названия магазинов могут и другие иностранные компании. В частности, как сообщает газета «Известия» со ссылкой на источники, магазины Zara останутся в России под названием «Новая мода» (New fashion).

Приходят в Россию и абсолютно новые бренды. Так, более 200 новых турецких брендов обуви теперь доступны в магазинах. Ранее они не присутствовали на отечественном рынке. Также можно купить в российских магазинах продукцию армянских брендов. На полках российских магазинов в ближайшее время появится более 100 брендов корейской косметики.

При этом одновременно многие российские производители, в частности в косметической сфере, готовы увеличить производственные мощности. Например, российский производитель косметики Natura Siberica планирует запустить новый завод в Подмосковье уже в первом полугодии 2023 года. По словам генерального директора компании Феликса Либа, в настоящее время производственные мощности этой торговой марки нуждаются в расширении до минимальных 200 млн единиц косметической продукции.

Ни в одном сегменте российского рынка нет товарного дефицита, заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе заседания президиума комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по торговле и потребительскому рынку, рассказывает «Российская газета» со ссылкой на пресс-службу министерства.

Как отмечается в сообщении, российский рынок подстраивается под любые трансформации — от изменений в потребительском поведении до разрешения параллельного импорта.

«На эти и другие изменения торговля оперативно реагирует, и ни в одном сегменте даже близко нет товарного дефицита. Сложилась уникальная ситуация и исторический шанс более тесно увязать интересы отечественной торговли и промышленности», — подчеркнул Денис Мантуров.

При этом отраслевые аналитики также подтверждают, что в России нет дефицита ни в одном розничном сегменте. В частности, ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ имени Г.В. Плеханова Наталья Мамедова в статье, опубликованной в «Российской газете», отмечает, что «острого дефицита импортных ПК и ноутбуков на рынке не ощущается, а возникающие ниши последовательно занимает отечественное производство».

Значительный вклад в заполнение рынка товарами вносит параллельный импорт, который был официально разрешен властями несколько месяцев назад. Причем его объемы постоянно увеличиваются. Если в августе Денис Мантуров ожидал, что по этой схеме к концу года будет ввезено товаров на 16 млрд долларов, то уже в сентябре прогноз вырос до 20 млрд.

Министр экономического развития Максим Решетников сообщал, что за три с половиной месяца работы параллельного импорта было импортировано более 1,3 млн тонн продукции на 9,3 млрд долларов. По данным Федеральной таможенной службы, параллельный импорт в среднем за месяц расширяется на 18% по массе и на 20% по стоимости.

Георгий Остапкович

Как подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, дефицита товаров из-за ушедших из России после начала спецоперации иностранных компаний нет в том числе и из-за действия параллельного импорта.

«Нельзя сказать, что параллельный импорт работает в полную силу, он все еще разгоняется, но он работает, и дефицита товаров длительного пользования нет. Просто сейчас у потребителей уходит больше времени на то, чтобы подобрать аналогичный товар, который пропал с российского рынка», — говорит эксперт.

При этом то, что россияне стали покупать меньше непродовольственных товаров, аналитик объясняет переходом к сберегательной модели поведения.

«Сейчас наблюдается снижение реальных доходов населения, люди испытывают тревогу по поводу будущего, которую, в частности, фиксируют опросы общественного мнения, появились негативные тенденции на рынке труда. В такой ситуации совершенно естественно откладывать покупки на потом и переходить в режим сбережения», — говорит Георгий Остапкович.