Фактчекинг: может ли введение квоты на импортные семена навредить отрасли?

Фактчекинг: может ли введение квоты на импортные семена навредить отрасли?

© iStock

В СМИ и социальных сетях пишут, что введение квот на импортные семена вызовет дефицит качественного семенного материала в России. Как это решение может сказаться на отрасли, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

Минсельхоз, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) могут получить право устанавливать квоты на ввоз импортных семян до конца 2022 года. Квоты будут распространяться на импорт семян картофеля, подсолнечника, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, сои, рапса и сахарной свеклы. Об этом сказано в проекте постановления правительства, разработанного Минсельхозом.

Принятие такого решения беспокоит аграриев. Они считают, что, если отрасли не хватит импортных семян, в следующем году может произойти сокращение урожайности и объемов сельхозпроизводства.

При этом, как отмечается в письме президенту России Владимиру Путину представителей Российского соевого союза, производителей картофеля, зерна и овощей, зарубежные семена растений, которые ведомство указало в проекте, — образцы передовых мировых селекционных достижений. Они обеспечивают рентабельность отечественного производства. Производители попросили главу государства дать поручение министерствам сфокусировать усилия на развитии отечественной селекции и семеноводства.

Бизнес напомнил, что иностранные государства не запрещали импорт семян в Россию. Они продолжают работать в России, инвестируют в строительство семенных заводов и селекционных центров. В такой ситуации «необдуманные действия по квотированию ввоза способны остановить иностранные инвестиции в отечественную селекцию», уверены авторы письма.

Объем российского рынка семян составляет около 140 млрд рублей, из них 80% приходится на оплату импортных семян в основном из стран Евросоюза и США, говорил в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Щелково Агрохим» Салис Каракотов. Объем импорта посадочного материала только для подсолнечника и сахарной свеклы достигает 60 млрд рублей, указывает он. До 97% посадочного материала по сахарной свекле сейчас приходится завозить из-за рубежа, по масличному подсолнечнику — до 77%, по кукурузе — до 50%, по рапсу — до 40%.

По словам гендиректора Ягодного союза Ирины Козий, импортные семена отличаются повышенной устойчивостью к болезням и вредителям и из них получается более качественная продукция. К тому же иностранные компании, в отличие от российских производителей, предлагают не только семена, но и всю технологию выращивания, добавляет собеседник «Ъ».

Заменить все эти виды семян одномоментно российской продукцией будет практически невозможно, заявил собеседник газеты «Коммерсантъ» в одном из агрохолдингов.

Алексей Иванов

Селекционно-семеноводческая отрасль должна развиваться на рыночных, а не административных принципах, сохраняя свое участие в глобальных цепочках, считает научный руководитель Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ Алексей Иванов.

По его мнению, административное квотирование значительно сужает пространство для рыночных механизмов поддержки и развития конкуренции, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе вряд ли скажется позитивно на развитии как селекционно-семеноводческой отрасли, так и АПК в целом. К тому же селекционно-семеноводческая отрасль во всем мире работает на рыночных, а не на административных основаниях.

«В этой связи квотирование нельзя назвать инструментом рыночной поддержки, потому что иностранные компании потеряют мотивацию и перестанут вкладываться в этот рынок, будут снижать локализацию и технологический трансфер в тех секторах, где он сейчас осуществляется», — считает Алексей Иванов.

По его словам, важно, чтобы российская селекционно-семеноводческая отрасль получала поддержку через создание инфраструктурных рыночных отношений, которые могут позволить этой отрасли стать устойчивой. Однако, чтобы российские селекционеры увидели перспективы коммерциализации своих сортов и получали соответствующий возврат на свои вложения с рынка, требуется определенная степень интеграции в глобальные процессы обмена и в глобальные цепочки создания стоимости, подчеркивает эксперт.

«Административное обрубание таких возможностей, на наш взгляд, скорее приведет к ухудшению и ослаблению российского рынка селекции», — резюмирует Алексей Иванов.

Между тем в Минсельхозе объясняют, что квотированием ведомство пытается повысить уровень продовольственной безопасности страны, и успокаивают, что решение будет применяться с учетом конкретной ситуации.

Как отметила на днях первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут во время парламентских слушаний в Госдуме, по итогам года доля отечественных семян на российском рынке снизится на 5% и составит 60%, а минимум, сколько у нас должно быть своих семян, — 75%. Именно так указано в Доктрине продовольственной безопасности. Аграрии «испугались» возможного прекращения поставок и закупили импорта впрок, пояснила Лут.

«Для нас эта ситуация является неприемлемой. Это стопроцентный риск того, что завтра любая из этих компаний не разрешит ввозить семена или их будет невозможно ввозить. И мы с вами останемся без семян», — сказала первый замминистра.

Поэтому Минсельхоз сейчас формирует план по квоте на импорт семян с разбивкой по годам, предполагающий постепенное снижение импорта и увеличение высевов своими семенами по всем критически важным культурам. Самая сложная ситуация сложилась с сахарной свеклой, признают в ведомстве. Также в этом списке картофель (65% импорта), подсолнечник (73%), кукуруза (55%).

Помимо кнута в виде квот на импорт, Минсельхоз планирует предусмотреть и пряник в виде увеличения господдержки на покупку отечественных семян, отмечает она.