Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: вырастет ли стоимость льготных авиабилетов?

Фактчекинг: вырастет ли стоимость льготных авиабилетов?

© iStock

В СМИ распространяются сообщения о том, что в ближайшее время льготные авиабилеты подорожают. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В СМИ сообщают, что в ближайшее время планируется повышение стоимости льготных авиабилетов. Основанием для таких предположений стала публикация в газете «Ъ». В издании ссылаются на неспособность Минтранса погасить долг в 2,8 млрд рублей перед авиаперевозчиками за льготные рейсы на Дальний Восток, совершенные в 2022 году. Эта информация стала известна газете из собственных источников. При этом дефицит субсидии на 2023 год оценивается в 4,3 млрд рублей, отмечают журналисты. Ведомство хотело бы перенести погашение долга на 2024 год.

Источники «Ъ» предположили, что общий объем субсидии на социальные перевозки на Дальний Восток в этом году сократится как минимум на 2 млрд рублей. 

Программа субсидирования авиаперевозок была запущена для компенсации затрат авиаперевозчиков на внутренние рейсы. Действует три программы поддержки авиаперевозок: это поддержка полетов наименее социально защищенных групп граждан и жителей Дальнего Востока, субсидирование региональных перевозок и финансирование работы единой дальневосточной авиакомпании. Часть льготных авиабилетов доступна для всех пассажиров, а некоторые — только для льготных категорий, например молодежи до 23 лет или жителей Дальнего Востока. На сайте Росавиации можно уточнить информацию о том, попадает ли человек под действие программы о субсидировании авиаперевозок. При этом, согласно официальной информации, субсидируются маршруты по 308 направлениям.

В 2022 году программа субсидирования авиаперевозок действовала с апреля по октябрь. В прошлом году российские авиакомпании столкнулись с серьезным давлением по двум причинам. Это введенные против России международные санкции и ограничения авиасообщения в Центральной и Южной России. Власти тогда выделили гражданской авиации 172 млрд рублей. Из этой суммы 100 млрд рублей — на субсидирование внутренних перевозок.

После окончания программы в октябре 2022 года ее впоследствии продлили до конца марта 2023-го. В апреле 2023 года Минтранс в очередной раз заявил о том, что программа продолжится.

Такое решение было принято ведомством на фоне риска повышения цен на авиаперевозки. Издание РБК приводит высказывание замминистра транспорта Игоря Чалика, который сообщил о том, что авиабилеты на рейсы внутри России в 2023 году могут подорожать на 15–30% по сравнению с прошлым годом на фоне сокращения объемов субсидирования.

«Дело в том, что у нас в этом году пока не одобрено выделение субсидий по аналогии с 2022 годом: как вы помните, это было 100 млрд рублей. В связи с этим мы ожидаем, что, возможно, будет рост стоимости перевозок примерно от 15 до 30%. Соответственно, возможно, будет уменьшение количества рейсов», — предупреждал он.

Обеспокоенность выражал тогда и глава Минэкономразвития Максим Решетников. Его также беспокоил риск роста цен на авиаперевозки, в связи с чем он просил разобраться с этим вопросом Минтранс.

Редактор портала Profi.Travel Антон Тримайлов отмечал в интервью MSK1, что одна из стратегических задач государства — повышение транспортной доступности отдаленных регионов, этому как раз и помогает программа субсидирования авиаперевозок. Но если авиакомпаниям не выделят субсидии, то им действительно придется повышать цены и сокращать количество рейсов.

«Авиакомпании все будут по-разному из этой ситуации выходить. В любом случае финансовая деятельность многослойная: если где-то убыло денег, они эти недополученные средства будут компенсировать, в том числе за счет повышения цен по чуть-чуть для всех», — говорил он.

При этом сейчас в Минтрансе опровергли данные издания «Ъ», заявив о том, что по субсидируемым авиарейсам роста тарифов в этом году не будет. Это следует из пресс-релиза ведомства, который поступил в газету «Ъ».

Министерство заверило, что все обязательства по компенсациям авиакомпаниям за льготные авиабилеты будут выполнены в полном объеме. Эта мера направлена на повышение доступности авиаперелетов для всех граждан. Также в министерстве заверяют, что тарифы, установленные в рамках программы субсидирования, повышать не будут.

В настоящее время основными механизмами поддержки внутренних перевозок являются программы субсидирования в рамках постановлений правительства. Суммарный бюджет программ на 2023 год составляет около 25 млрд рублей, что позволит перевезти более 3,8 млн пассажиров по 412 маршрутам, сообщает Минтранс.

В ведомстве подвели итоги действия программы льготных авиаперевозок. Так, за 2022 год на Дальний Восток по льготным тарифам было доставлено более 2 млн пассажиров. Также за прошедший год авиакомпании сверх законтрактованной суммы перевезли более 330 тыс. пассажиров льготных категорий с территории ДФО и Сибири. По данным же за 2023 год, всего за первое полугодие по субсидируемым тарифам с Дальнего Востока перевезено свыше 818 тыс. пассажиров по 132 маршрутам.

Подготовленные министерством изменения в программу субсидирования авиаперевозок предусматривают, что компенсация может быть произведена не только в 2024 году, но и в любой последующий год бюджетного цикла, добавляют в ведомстве. При этом тарифы, установленные в рамках программы, повышать не станут.