Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: что общего в ДНК человека и черепахи?

В социальных сетях сообщают, что ДНК человека и черепахи схожи. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В соцсетях пишут о том, что ДНК человека на 85% схожа с ДНК черепахи. Но если пройти по ссылке в соцсети, то этот пост нельзя найти, поэтому невозможно понять аргументы, которые приводят его авторы в доказательство этой теории.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) — основа генома, совокупности наследственного материала, собранного в клетке. ДНК обеспечивает хранение, передачу из поколения в поколение генетической программы развития и функционирования организма.

Еще в середине 30-х годов прошлого века советские ученые доказали, что ДНК встречается у всех живых видов. Эти открытия повлекли за собой сравнение ДНК человека и других живых существ, в том числе действительно проводилось сравнение генома человека и черепахи.

Так, в журнале Molecular Biology and Evolution была опубликована статья, в которой сказано, что ученые из Венского медицинского университета под руководством молекулярного биолога Леопольда Экхарта в ходе таких сравнений обнаружили, что гены важных белков кожи, известные как эпидермальный комплекс дифференцировки (EDC), возникли у общего предка людей и черепах 310 млн лет назад. У черепах эти гены развились таким образом, чтобы образовывать белки, вызывающие значительное затвердевание наружного слоя кожи, усиление перекрестных связей и, следовательно, образование панциря. А у человека эти гены защищают кожу от проникновения микробов и аллергенов. Отмечается, что это исследование показало: эволюционно родственные гены выполняют защитную функцию как у людей, так и у черепах. Ученые в статье выразили надежду, что в дальнейшем это поможет понять, как именно взаимодействуют белки, и позволит лечить целый ряд кожных заболеваний, например псориаз.

При этом генетически люди имеют сходство и с другими животными. Считается, что по генетическому строению к человеку ближе всего шимпанзе. Так, у шимпанзе с человеком общий геном составляет от 94 до 99% в зависимости от способа подсчета. Но, как отмечается, простой подсчет отличий не дает адекватного представления о сути этих отличий, поскольку различие между человеком и шимпанзе кроется в кодирующих последовательностях.

Издание «Российская газета» приводит исследование американских ученых, в рамках которого они высказывали предположение о том, что причина существенных различий между человеком и шимпанзе кроется в том, что в ДНК Homo sapiens есть особый ген, отвечающий за необычайно крупные размеры человеческого мозга и структуру коры его больших полушарий.

При этом ученые обнаружили родство человека не только с черепахами и шимпанзе. Так, с абиссинскими кошками людей объединяет 90% наследственного материала, с мышами — 85%, пишет портал «+1».

Агентство «РИА Новости» приводит выдержки из исследования экспертов американского Национального института исследования генома человека. В рамках него ученые выяснили, что ДНК у плодовой мухи, круглого червя и человека сгруппирована похожим образом и обладает сходной генетической информацией.

«Одним из способов описания человеческого генома является метод сравнительной геномики, а также изучение модельных организмов», — комментировал это исследование один из его авторов, Марк Герштейн (перевод агентства «РИА Новости»). По его словам, с точки зрения эволюции черви и мухи расположены далеко от человека. При этом обнаружение у них чего-то общего доказывает, что речь идет об «очень древнем, фундаментальном процессе».

Так же как и в случае с черепахами, это сходство, надеются ученые, будет способствовать развитию медицины — в частности, поможет бороться с болезнью Альцгеймера, некоторыми видами рака и диабета. По мнению исследователей, в целом сравнение различных модельных организмов позволяет выявить у них общие биологические принципы.