• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Shabolovka Buildings

HSE. Cornerstone


The Shabolovka complex was built in the first part of the 19th century as a silk factory. Its owner was Petr Goujon, a Frenchman who ate the local pigeons and flogged his female workers for their misdemeanours. In Soviet days the building acquired a statue of Dzerzhinsky and the nickname ‘Shpul’ka’ (bobbin).

The silk factory

In 1835 - 1836 the first factory buildings were constructed in stone on the corner of Shabolovka Street and Rizpolozhensky Lane (now Akademik Petrovsky Street). Building 2 at no. 26 and Building 3 at no. 28 are all that remains of them today.

Yu. P. Goujon
kovalaris.blogspot.ru

In the 1840s Petr Osipovich Goujon held the lease on the land the factory was built on. He was a French citizen but lived in Russia where he was a silk weaving manufacturer and expanded the industry significantly. Initially Goujon rented small premises in various parts of Moscow. When these premises became too small he moved and rented larger places. The factory on Shabolovka was his last and biggest in terms of output. Business went well and in 1874, in need of repair, the buildings were reconstructed with the help of the architect Henrich von Nissen. The three-storey corpus No. 28 building 3 is the only one which hasn’t been rebuilt since.

There is very little information about Goujon himself. The muscovite entrepreneur and local historian N. A. Naidenov wrote in his memoirs that Petr Osipovich ate the local pigeons, was miserly and severe in his habits. Most of his workers at the factory were women who he punished for any fault by flogging.

By the 1880’s Goujon’s son Yuli Petrovich had inherited the factory on Shabolovka Street. He was a businessman of the new school. Intelligent, attentive to detail and thoughtful, he possessed a Russian merchant’s cunning and understood the specific nature of the times he lived in. It is hard to list all the organisations of which he became a member or shareholder - the Company of Silk Manufacturers, the Communications Office of Railwaymen, The Stock Market Committee, Moscow Military Industrial Committee, the Company of of Moscow Metalworking Factories, (today the Hammer and Sickle Factory) etc. Guijon, who was fascinated by the latest technological advances including cars, dreamt of publishing a map of all the Russian auto routes. He was the first person in Russia to be issued with a driving licence. In 1907 Yuli Guijon was elected chairman of the Moscow Society of Factory Owners. He remained chairman until 1917 when this and all other societies like it stopped working. But Yuli Guijon came to a tragic end. He went to his estate in Crimea where in 1918 he was killed by soldiers in the (anti-Bolshevik) Volunteer Army.

In 1880 the ownership of the factory passed to another Frenchman when Yuli Guijon sold it to Hector F. Simoneaux who had only recently arrived in Russia. Under his control the silk weaving factory became one of the largest producers in Moscow.

Woven silk is not an essential item and the raw silk needed to make it was imported to Russia for many years. This lead to periodic crises in the silk manufacturing industry. Towards the end of the 19th century it became clear that to avoid them the machinery needed modernising and the scale of production should be enlarged. In 1881 on the basis of their factories, two of the biggest silk weaving manufacturers G. F. Simoneaux and K.O. Jiro set up the Company of Silk Manufacturers. Y. P. Guijon was elected chairman. Their calculations proved to be correct - already at the All-Russian design-manufacturing exhibition in 1882 their velvet, foulard, satin, brocade and other silk materials won the top prize.

 

In 1893 the reorganisation and broadening of the Shabolovka factory began. By 1898 they had finished several new buildings and rebuilt some of the old ones. They invited one of the most prodigious and successful architects in Moscow of the time Roman Ivanovich Klein to work on the design. Among his most famous buildings are the Emperor Alexander III Museum of Fine Arts built in 1896-1912 (now the Pushkin Museum) and the department store Muir and Merrilees (Now TsUM) on Petrovka. Klein built the corpuses on Shabolovka which are now at the addresses, buildings 3 & 4, 26 Shabolovka Street and the reconstructed building 2, 26 Shabolovka St, and buildings 2, 4 & 9, 28 Shabolovka Street.

There was also a well on the factory territory and a tall boiler pipe, a wooden hen house (a stone house for Simoneaux was built on that spot in 1912 - building 14, 26 Shabolovka) and almost all the buildings had electric lighting.

The three storey brick buildings with the high semi-basement are typical of factories of the end of the 19th century.

And today the brick pipe still attracts attention at the HSE’s Shabolovka complex. It’s a boiler pipe, built in 1902 by Betger & Co. Originally it was 32 metres high but in Soviet times a large part of it was dismantled. A letter from Betger & Co. to Simoneaux in the archives refers to the pipe:

To Simoneaux and Co., Moscow

Dear Sirs!

Dispatching the bill for the construction of your smoke pipe we humbly request you to acknowledge the expense of the absence of our staff and to return the remaining currency entitlements and the relevant building certificate to our representatives.

With the uttermost respect,

Betger & Co.

Unfortunate accidents occurred during the construction due mainly to the inattentiveness or haste of the female workers. They were all recorded by the police and the injured were treated in the factory infirmary.

Most of the workers at the factory were women who, as a rule, lived in barracks on the site.

In 1907 Simoneaux made the factory a joint-stock company. Over the next decade it employed around 1,000 workers and had a capital value of 2 million roubles. Again they needed to increase production and in 1912 another building was constructed - building 5, 26 Shabolovka Street.

The new building was different from the others, with huge rectangular windows separated by vertical bands along the entire length of the facade. This was a new approach to industrial buildings in which the provision of working conditions in light and spacious shop floors had become a priority.

 

Building 5, 25 Shabolovka. Western side
Photo: Nikita Benzoruk

Simoneaux's house

Simoneaux's house. Building 14, 26 Shabolovka Street

The two-storey town house is in stark contrast to the former factory buildings. Hector Simoneaux himself lived here. He asked Klein to build the house. The mini-palace was designed in 1898 and built in the eclectic style with elements of moderne. Its fanciful layout, Dutch tile roofs, various little balconies and chimneys make it one of the most intriguing examples of architecture from the time. It still has the original wooden staircase.

The house is on the territory of the HSE Shabolovka complex but doesn’t belong to the university. It is in a terrible state of disrepair and desperately needs restoring.

Actor Alexei Gribov

In the 1927 Moscow public inquiries address book, the Moscow Arts Theatre actor Alexei Nikolaevich Gribov, People’s Artist of the USSR and well known theatre and film actor of Soviet cinema, is listed as resident in the house.

Actor Alexei Gribov

Born into a poor working class family, Alexei Gribov was forced to go out to work at the age of 14. His first jobs were in the many silk weaving factories around Moscow. In spite of the heavy work and being half-starved, Alexei went to a school-club for young workers where he met his first theatre teacher V. V. Baranovsky. Thanks to Baranovsky, Gribov entered the 3rd MKhAT studio but while he was a student there he carried on working.

The silk weaving factory was nationalised and then closed down but the workers moved to another site from which they moved again to a new place. Gribov ended up working at the ‘Krasnaya Roza’ combine, formally Jiro’s factory. This is what Leo Tolstoy wrote about it:

Excerpt from the article “The Slavery of Our Times”

'3,000 women, on their feet for 12 hours a day, stand over the machinery winding, rewinding and passing the silk threads to make vulgar silk materials worn predominantly by prostitutes of one kind or another. All these women, with a few rare exceptions, have come from the countryside and will not return to their families but will give birth, sometimes on the threshold of the factory, and are back at the machines a day later. They parcel off their illegitimate babies to starve to death either back in the village or in the foundling hospital. Three thousand women at any given moment, so, over the last twenty years, tens of thousands of young, healthy mothers have been destroying their lives and the lives of their children to make velvets and silks for dissipated women. I know about this because it happens to be going on near me but the same thing is happening to hundreds, thousands, they say two million people all across Russia…'

1901

When he started work there, Alexei Gribov lived in the factory barracks and continued to do so even when the factory shifted to another premises. By 1927 he graduated from the MKhAT studio and started performing in the theatre, but went on living in the barracks where he worked.

The factory after 1917

In 1918 the Directorate to nationalise Simoneaux’s factory was established but in the 1920s all the buildings were handed over to the Moscow Soviet of National Economy. In 1937 the Dzerzhinsky State All-Union automated bobbins and reels factory was organised. And in that capacity the factory continued until the 1990s.

During WW2 many workers went to the front to fight, never to return. Their names are listed on a memorial plaque at the entrance of the complex. After the war in the 1950s several of the buildings were refitted with modern machinery.

By the 1990s the demand for goods produced by the bobbins and reels was falling. It was decided that the factory which was widely known as Spul’ka (bobbin) should be converted to produce paper and technological items. One of the buildings by the metro station on the red line, Shablovka Street was given to faculties of the Textile Institute.

In 1995 there was major fire on the territory. Nearly all the factory buildings were damaged, some of them seriously. In 2005 attempts were made to reconstruct the buildings but the restoration wasn’t completed. That was how the Shabolovka complex was when it was given to the HSE which is currently finishing the job of restoring it.

The buildings on the Shabolovka site house:

the Faculty of Economicsthe International College of Economics and Financethe International Institute of Statistical Education; the Joint Department with McKinsey&Co; the International Laboratory of Decision Choice and Analysis.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Продолжаем рассказывать о московских исторических зданиях, которые занимает Высшая школа экономики. Комплекс на Шаболовке был построен в первой половине XIX века для устройства шелковой фабрики. Ее первым владельцем был француз Петр Гужон, который питался окрестными голубями и сек работниц за провинности. От советских времен фабрике достался памятник Дзержинскому и название Шпулька.

Шелковая фабрика

В 1835-1836 годах на углу Шаболовки и Ризположенского переулка (сейчас ул. Академика Петровского) были построены первые каменные корпуса фабричного назначения. Из сохранившихся до настоящего времени это стоящие рядом дома № 26, стр. 2, и № 28, стр. 3.

Ю.П. Гужон.
kovalaris.blogspot.ru

В 1840-е годы территорию с фабричными корпусами арендовал Петр Осипович Гужон. Будучи французским подданным, он жил в России, занимаясь шелкоткацким производством, увеличивая и расширяя его мощности. Поначалу Гужон снимал небольшие помещения в разных частях Москвы. Когда ему переставало хватать места, он переезжал и снимал большую площадь. Шелкоткацкая фабрика на Шаболовке была его последним и самым крупным производством. Дело пошло весьма успешно, и в 1874 году здания потребовали перестройки. Она была выполнена по проекту архитектора Генриха фон Ниссена. Трехэтажный корпус № 28, стр. 3, — единственный, не перестраивавшийся в последующее время.

О самом владельце фабрики Гужоне осталось крайне мало свидетельств. По воспоминаниям московского предпринимателя и краеведа Н.А. Найденова, Петр Осипович употреблял в пищу окрестных голубей, нрава был скупого и строгого. На его производстве работали в основном женщины, которых он сек за провинности.

Фабрика на Шаболовке к 1880-м годам по наследству перешла сыну Гужона — Юлию Петровичу. Это был предприниматель уже новой формации. Человек умный, внимательный, думающий, он не только обладал русской купеческой хитростью, но и понимал историческую специфику. Трудно перечислить, членом и пайщиком чего он состоял: Товарищества шелковой мануфактуры, Совещательной конторы железнодорожников, Биржевого комитета, Московского военно-промышленного комитета, Товарищества Московского металлического завода (ныне завод «Серп и молот») и т.д. Гужон увлекался новейшими достижениями техники, в том числе автомобилями, мечтал об издании карты автомобильных дорог России. Первые автомобильные права в России были выданы именно Юлию Гужону. В 1907 году француз Гужон был избран председателем Московского общества заводчиков и фабрикантов. На этой должности он оставался до 1917 года, когда общество, как и все остальные организации, прекратило свою работу. Жизнь Юлия Петровича окончилась трагически: он уехал в Крым в свое имение, где в 1918 году был убит членами Добровольческой армии.

В 1880 году хозяином фабрики на Шаболовке стал другой француз: Ю.П. Гужон продал владение Гектору Францевичу Симоно, незадолго до этого приехавшему в Россию. При нем шелкоткацкая фабрика стала одним из крупнейших производств в Москве.

Шелковые ткани не относятся к предметам первой необходимости, к тому же сырье для их изготовления долгое время было в России привозным. Все это способствовало периодическим кризисам в шелковом производстве. К концу XIX века стало понятно, что для их преодоления необходимо введение более усовершенствованной техники и укрупнение производства. В 1881 году два крупнейших шелкоткацких фабриканта Г.Ф. Симоно и К.О. Жиро создали на основе своих фабрик Товарищество шелковой мануфактуры. Председателем товарищества был избран Ю.П. Гужон. Их расчет оказался верен: уже на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года их бархатные, фуляровые, атласные, парчовые и другие шелковые ткани получили высшую награду.

 

В 1893 году на Шаболовке началась реорганизация и расширение производства. К 1898 году построили несколько новых корпусов и перестроили ряд старых. Архитектором был приглашен Роман Иванович Клейн, один из самых плодотворных и успешных московских зодчих того времени. Среди его работ наиболее известны Музей изящных искусств имени императора Александра III, построенный в 1896-1912 годах (сейчас ГМИИ им. Пушкина), и универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (сейчас ЦУМ) на Петровке. На Шаболовке Клейном были построены корпуса с современными адресами: ул. Шаболовка, д. 26, стр. 3 и 4, и перестроены д. 26, стр. 2, и д. 28, стр. 2, 4 и 9.

На территории фабрики имелись также общедоступный колодец, высокая труба котельной и деревянный курятник (в 1912 году на этом месте был построен каменный дом фабриканта Симоно — д. 26, стр. 14). Практически все здания освещались электричеством.

Трехэтажные кирпичные корпуса с высоким полуподвальным этажом типичны для фабричной застройки конца XIX века. В минимум декоративного оформления фасадов входят лучковые перемычки окон всех корпусов, горизонтальные межэтажные тяги и простенький фигурный фриз из кирпичной кладки под карнизом на некоторых фасадах.

И сегодня на территории Шаболовского комплекса НИУ ВШЭ продолжает привлекать внимание кирпичная труба. Это труба котельной, построенная в 1902 году фирмой «Бетгер и К°». Тогда она была высотой 32 м, в советское время большую ее часть разобрали. В ЦИАМе хранится любопытный документ — образец деловой переписки начала XX века:

Господам Симоно и К° в Москве

Милостивые Государи!

Препровождая при сем счет на сооружение при заводе Вашем дымовой трубы, покорнейше просим признать также действительный расход за прогул наших служащих и выдать остаток причитающейся валюты, а равно соответствующий произведенной постройке аттестат нашим представителям.

С совершенным почтением!

Бетгер и К°

На производстве случались несчастные случаи, происходившие в основном из-за невнимательности или торопливости работниц. Все они фиксировались полицией, а пострадавшим оказывалась медицинская помощь в фабричной амбулатории.

Основными работниками шелкоткацкой фабрики были женщины, которые, как правило, жили здесь же, в казармах.

В 1907 году фабрика Симоно была преобразована в акционерное общество. В следующем десятилетии на ней работало около тысячи человек, а ее капитал составлял 2 млн рублей. Вновь потребовалось расширить производство, и в 1912 году был построен еще один корпус — ул. Шаболовка, д. 26, стр. 5. Он отличается от предыдущих построек.

У этого трехэтажного корпуса огромные квадратные окна, разделенные вертикальными лопатками на всем протяжении фасадов. Это уже новый подход к производственному помещению, где на первое место выходит забота об условиях труда в светлых и просторных цехах.

 

Ул. Шаболовка, д. 25, стр. 5. Западный фасад.
Ул. Шаболовка, д. 25, стр. 5. Западный фасад.
Никита Бензорук

Особняк

Особняк Г. Симоно. Ул. Шаболовка, д. 26, стр. 14

Среди однотипных фабричных корпусов на территории фабрики выделяется двухэтажный особняк. Это дом самого Гектора Симоно, который жил в непосредственной близости от своего производства. Его постройку он также поручил архитектору Клейну. Дом-терем, спроектированный и оформленный в традициях эклектики с включением элементов модерна, был построен в 1898 году. Его затейливая планировка, черепичные крыши, разнообразные балкончики, трубы делают здание одной из интереснейших построек архитектора в этот период. До наших дней дошла также деревянная лестница тех времен.

Дом расположен на территории Шаболовского комплекса НИУ ВШЭ, но не является собственностью университета. Здание находится в катастрофическом состоянии и требует срочной реставрации. Его современный адрес: ул. Шаболовка, д. 26, стр. 14.

Артист Алексей Грибов

В адресно-справочной книге «Вся Москва» за 1927 год сказано, что по адресу: ул. Шаболовка, д. 36 (нумерация современного дома № 26 первой половины XX века), проживает Алексей Николаевич Грибов, артист МХАТа. Этот, казалось бы, неправдоподобный факт действительно имел место в биографии народного артиста СССР, всю жизнь прослужившего во МХАТе и сыгравшего множество ролей в кино.

Артист А.Н. Грибов

Родившись в бедной рабочей семье, Алексей был вынужден пойти работать в четырнадцать лет. Первым местом работы Грибова стала одна из многочисленных шелкоткацких фабрик в Москве. Несмотря на тяжелый труд и полуголодное существование, Алексей Грибов ходил в школу-клуб рабочей молодежи, где встретился со своим первым театральным учителем В.В. Барановским. Благодаря ему Грибов поступил в 3-ю студию МХАТа, но, даже будучи студентом, продолжал работать.

Шелкоткацкую фабрику национализировали, затем закрыли, а рабочих перевели на другое производство, которое также потом перенесли на новое место. В конечном счете Грибов оказался на комбинате «Красная Роза», бывшей фабрике Жиро. Вот что писал об этом производстве Лев Толстой:

Отрывок из статьи «Рабство нашего времени»

«3000 женщин стоят в продолжение 12 часов над станками, мотая, разматывая, пропуская шелковые нити для производства отвратительного вкуса шелковых материй, употребляемых преимущественно всякого рода проститутками. Все женщины эти, за редкими исключениями, пришли из деревень и уже не возвращаются в семьи, а рожают здесь иногда на пороге фабрики и становятся на работу на другой день родов или морят отсылкой в деревню своих незаконных детей или отдачей в воспитательный дом. Три тысячи женщин в каждый данный момент в продолжение известных мне 20 лет, следовательно, десятки тысяч молодых, здоровых женщин, матерей губят свои жизни и жизни своих детей для того, чтобы изготавливать бархаты и шелки для распутных женщин. То, что происходит здесь, случайно близко известно мне, но то же происходит с сотнями и тысячами, говорят, с двумя миллионами людей по всей России…»

1901 г.

Со времени поступления на работу Алексей Николаевич жил в бараках при фабрике. Так продолжалось и во время переводов с одного места на другое. К 1927 году он уже окончил студию МХАТа и поступил на службу в театр, но, очевидно, еще несколько лет продолжал жить в бараке по прежнему месту работы.

Фабрика после 1917 года

В 1918 году было учреждено Правление национализированной фабрики Симоно, а в 1920-х годах все строения фабрики были переданы в ведение Московского совета народного хозяйства. А в 1937 году здесь была организована Государственная Всесоюзная автономная шпульно-катушечная фабрика им. Дзержинского Главного управления подсобных предприятий текстильной промышленности Наркомата легкой промышленности. В этом качестве фабрика проработала до 1990-х годов.

В год основания шпульно-катушечной фабрики на ее территории возле главного корпуса был поставлен гипсовый памятник Ф.Э. Дзержинскому, именем которого она была названа. Памятник существует и сегодня.

В годы Великой Отечественной войны многие работники фабрики ушли на фронт и не вернулись. В память о погибших при входе на территорию установлена доска с их именами. После войны, в 1950-х годах, несколько основных корпусов фабрики были переоборудованы в соответствии с новыми техническими требованиями.

К 1990-м годам шпульно-катушечная продукция перестала пользоваться прежним высоким спросом. Фабрику, в народе называемую просто Шпулькой, было решено переоборудовать для производства бумажно-технологических изделий. А один из корпусов, выходящий на красную линию улицы Шаболовка, отдали факультетам Текстильного института.

В 1995 году на территории бывшей фабрики произошел крупный пожар. Пострадали практически все фабричные здания, некоторые очень серьезно. В 2005 году были попытки восстановления корпусов, но реставрация не была доведена до конца. В таком виде комплекс на Шаболовке был передан Высшей школе экономики, которая в настоящее время осуществляет его реконструкцию.

 

Здания по адресам ул. Шаболовка, д. 26 (стр. 3,4,5) находится в оперативном управлении НИУ ВШЭ с 2009 года, ул. Шаболовка, д. 28/11, стр. 2 — с 2001 г.

 

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».