• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гараж х ВШЭ х РЭШ: что это такое, или зачем экономистам изучать музей?

В последние дни мая завершился курс Анны Трапковой «Музей как политический, экономический, социальный институт», разработанный Garage Academy для студентов совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ. Мы узнали у Анны Владимировны, как устроен курс и в чем его миссия, а у студентов-экономистов – почему они его выбирают и соответствуют ли их ожидания от курса реальности.

Гараж х ВШЭ х РЭШ: что это такое, или зачем экономистам изучать музей?

Надежда Белякова, студентка совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ

Курс «Музей как политический, экономический, социальный институт» буквально открыл мне музеи и связал их с окружающим миром. Было интересно слушать и узнавать, как музей создавался и менялся, как он реагировал на политические и социальные изменения в мире, как музеи разных стран влияли друг на друга и на общество. 

Я выбрала этот курс, чтобы изучить что-то новое, свежее, не связанное экономикой. Но оказалось, что музей не отделим от экономики и экономического контекста – и от этого курс меня вдохновил еще больше. 

Благодаря курсу музеи как явление вписались для меня в социокультурный и экономико-политический контекст. Наверное, я ожидала примерно того, что и получила, но не предполагала, что мое понимание и восприятие музеев настолько изменится. 

Анна Трапкова читает лекцию для студентов совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.
Анна Трапкова читает лекцию для студентов совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.
Анна Трапкова, преподаватель Garage Academy, генеральный директор Музея Москвы

Курс посвящен истории и современному состоянию музеев, как институций, занимающих самое важное место в иерархии художественной системы. Почему в этом курсе нельзя обойти вниманием истории выставок? Ровно потому, что выставка уже не первое столетие является самым распространенным форматом репрезентации искусства. И как бы ни критиковали институциональную художественную систему и ни изобретали новые форматы — все равно все ходят в музеи и на выставки, они неизменно привлекают общественный интерес.

Вообще курс устроен таким образом: сначала мы хронологически изучаем историю музеев, потом коротко смотрим на историю выставок, и в последнем лекционном блоке разбираем сквозные проблемы, которые характеризуют музей как политическую, экономическую и общественную институции — например, говорим о перемещенных культурных ценностях или об экономике музеев.

Сейчас образование не ограничивается профильными специальностями. Наоборот, задача обучения в университете — дать возможность прикоснуться к разным областям знания, даже далеким от профильной специальности. Этот принцип исповедуется и на совместном бакалавриате Высшей школы экономики и Российской экономической школы. 

В целом, область искусства привлекательна для многих людей, в музеи ходят все, вне зависимости от специальности в дипломе. Поэтому и интерес к курсу достаточно высок — ведь лекции дают возможность более профессионально посмотреть на мир искусства и побывать в музейном закулисье, а потом сказать друзьям и работодателям, что я не только экономист, но и в музеях и современном искусстве разбираюсь. 

У меня есть и личная мотивация каждую субботу ездить на лекции в образовательный центр Гаража. В Российскую экономическую школу поступают лучшие из лучших. И мне, безусловно, интересно еженедельно общаться с такими интеллектуальными собеседниками. Поскольку группа не очень большая, мы всегда можем останавливаться на отдельных сюжетах, общаться, обмениваться мнениями. Я считаю, что если за полгода удается заинтересовать ребят жизнью музеев — то моя миссия выполнена.