• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Базовый стандарт профессиональных компетенций работников НИУ ВШЭ – это совокупность минимально необходимых компетенций, деловых качеств, знаний и навыков, которыми должен обладать каждый работник нашего университета вне зависимости от его должности или возложенных на него должностных обязанностей.


Базовым стандартом устанавли­ваются разные требования к составу и уровню общих компетенций для:

  • Научно-педагогических работников (НПР) и тьютеров
  • Административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала (АУП и УВП), других аналогичных категорий сотрудников университета

В соответствии с двумя основными сферами своего применения Базовый стандарт состоит из двух разделов:

  • Требования к претендентам при приеме на работу в НИУ ВШЭ (входные требования)
  • Требования к уже работающим в университете сотрудникам (конкурсные/аттестационные требования)

Требования базового стандарта делятся на входные требования для лиц, впервые принимаемых на работу, и конкурсные/аттестационные требования для лиц, у которых уже имеются трудовые отношения с НИУ ВШЭ. Входные требования могут использоваться при прохождении конкурсных/аттестационных процедур ранее принятыми работниками. Базовый стандарт не включает специфические профессиональные требования, которые оцениваются отдельно в каждой в профессиональной области.

Для проверки соответствия уровня компетенций, знаний и навыков работников требованиям Базового стандарта будет разработана система тестирования, состоящая из следующих отдельных видов тестов, включающих соответствующие вопросы из всех разделов базового стандарта:

  • Тест для НПР и тьюторов при первом приеме на работу в НИУ ВШЭ
  • Тест для АУП и УВП при первом приеме на работу в НИУ ВШЭ
  • Тест для НПР и тьюторов при первом (после введения базового стандарта) прохождении конкурса
  • Тест для АУП и УВП при первом (после введения базового стандарта) прохождении аттестации

После разработки системы тестирования все желающие смогут получить прямой доступ к ней и проверить текущий уровень своих компетенций.

ВЛАДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Уровень В2 в соответствии с Европейской шкалой оценивания.
Умение читать тесты с большой долей самостоятельности, поддержать беседу, выделить основную суть и аргументы за и против в дискуссии или лекции по своей профессиональной тематике, принять в ней участие, подготовить презентацию и отвечать на вопросы, написать текст на профессиональную тему, синтезировать информацию из разных источников, объяснить процедуру, описать детали, выдвинуть и развить аргумент и т.п.

Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала

Уровень А2 - В1 в соответствии с Европейской шкалой оценивания.
Владение языком на этом уровне позволяет понимать простейшие инструкции, поддерживать разговор на повседневные темы, задавать и отвечать на вопросы, понимать простую стандартную речь, читать и понимать простые тексты, сделать простое объявление, написать стандартное письмо и т.п.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Требования соответствуют базовому уровню:

  • Использование базовых средств электронной коммуникации – электронной почты и программ для аудио/видеосвязи
  • Использование офисной техники – заправка бумаги в принтер, изготовление скана бумажного документа, выбор принтера при печати, изготовление двусторонних копий документов
  • Простое использование текстовых редакторов – способность создать документ и сохранить его в формате pdf
  • Простое использование электронных таблиц Excel, способность создать вычисляемые формулы, использовать фильтры, сортировку, строить графики по табличным данным
  • Простое использование интернет-браузера – открытие страницы в браузере и поиск на ней информации
  • Начальные знания по информационной безопасности (понимание, что такое логин и что такое пароль, способность самостоятельно работать под своей учетной записью, умение создавать и использовать защищенные пароли)
  • Базовые знания по информационной безопасности – способность противостоять фишингу, социальной инженерии, способность сбросить кэш браузера

Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала

Требования соответствуют базовому уровню:

  • Использование базовых средств электронной коммуникации – электронной почты и программ для аудио/видеосвязи
  • Использование офисной техники – заправка бумаги в принтер, изготовление скана бумажного документа, выбор принтера при печати, изготовление двусторонних копий документов
  • Простое использование текстовых редакторов – способность создать документ и сохранить его в формате pdf
  • Использование электронных таблиц Excel, способность создать вычисляемые формулы, использовать фильтры, сортировку, строить графики по табличным данным
  • Простое использование интернет-браузера – открытие страницы в браузере и поиск на ней информации
  • Начальные знания по информационной безопасности (понимание, что такое логин и что такое пароль, способность самостоятельно работать под своей учетной записью, умение создавать и использовать защищенные пароли)
  • Базовые знания по информационной безопасности – способность противостоять фишингу, социальной инженерии, способность сбросить кэш браузера

НАВЫКИ ПОДГОТОВКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Знать и соблюдать принципы, традиции и практики подготовки, публикации и распространения научной информации в своей и смежных дисциплинах, в том числе:

  • Принципы и процедуры рецензирования публикаций, грантовых заявок и т.д., в том числе недопущение конфликта интересов в научной деятельности
  • Принципы академической этики в проведении исследований и подготовке публикаций
  • Понятие и критерии авторства и научного приоритета
  • Основные понятия права интеллектуальной собственности в применении к научной деятельности, в т.ч. порядок размещения электронных версий публикаций на различных ресурсах, допустимость републикации научных работ и заимствований
  • Традиции и принципы структурирования научного текста (аннотация, ключевые слова, ссылочный аппарат и т.д.)
  • Характеристики добросовестности научных изданий, в т.ч. практику применения в НИУ ВШЭ соответствующих списков издательств и журналов

ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВ­НЫХ АКТОВ И ПРАВИЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ ВШЭ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Работник обязан знать следующие основные локальные нормативные акты НИУ ВШЭ (далее – ЛНА НИУ ВШЭ), непосредственно связанные с трудовой деятельностью научно-педагогических работников университета:

Педагогические работники дополнительно обязаны знать:

Научные работники дополнительно обязаны знать:

Работники, не говорящие на русском языке, обязаны ознакомиться с ЛНА НИУ ВШЭ, переведенными на английский язык.

Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала

Работник обязан знать следующие основные ЛНА НИУ ВШЭ, непосредственно связанные с трудовой деятельностью административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала университета:

Работники, не говорящие на русском языке, обязаны ознакомиться с ЛНА НИУ ВШЭ, переведенными на английский язык.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Работник обязан знать и владеть навыками использования интерфейсов Портала, ВЫШКА-bpm, сервисных служб, академических программ, позволяющих подавать заявки, получать консультации, участвовать в конкурсах НИУ ВШЭ, а также - для профессорско-преподавательского состава и тьюторов - использования LMS и РУЗ.

Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала

Работник обязан знать и владеть навыками использования интерфейсов Портала, ВЫШКА-bpm, сервисных служб, академических программ, позволяющих подавать заявки, получать консультации, участвовать в конкурсах НИУ ВШЭ.

ПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Требования соответствуют продвинутому уровню:

  • Знание и умение пользоваться сайтом библиотеки НИУ ВШЭ
  • Владение электронным каталогом библиотеки, процедурой поиска и заказа издания
  • Представление о контенте (типе документов, данных), содержащихся в электронной подписке библиотеки
  • Знание основных правил использования электронных ресурсов и существующих лицензионных ограничений, условий получения удаленного доступа к электронным библиотечным ресурсам
  • Владение сводным каталогом электронной подписки НИУ ВШЭ, умение найти и открыть требуемую журнал/книгу в электронном виде
  • Знание перечня профильных электронных ресурсов в своей области деятельности из имеющихся в электронной подписке библиотеки
  • Умение составить поисковый запрос, найти и открыть документы в профильных электронных ресурсах
  • Владение системой федеративного поиска по всей электронной подписке библиотеки (дискавери-системой EDS), умение составить поисковый запрос по профильной тематике в EDS
  • Базовое владение системами библиографического поиска
  • Умение корректно внедрять и использовать электронные ресурсы библиотеки в учебном процессе, корректно использовать и ссылаться на них в научных публикациях
  • Знание механизма создания постоянных ссылок на электронные издания, умение пользоваться стандартом DOI

ВЛАДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМИ ПОИСКА, РАСПРОСТРА­НЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Работник должен:

  • Проводить поиск научной литературы с использованием соответствующих информационных систем, как общедоступных, так и подписных, релевантных для его предметной области
  • Знать основные формальные характеристики научных публикаций, различия между их стадиями (препринт – труды конференции, постпринт – статья) и типами (статья, глава, рецензия и т.д.)
  • Размещать свои препринты и постпринты как на соответствующих серверах НИУ ВШЭ, так и в общедоступных репозиториях, использование которых принято в соответствующей предметной области (arXiv, RePEc и т.д.)
  • Знать основные метаданные научных публикаций (аффилиация, авторские идентификаторы, сведения о грантовой поддержке, DOI, ISSN) и соблюдать соответствующие правила, закрепленные в ЛНА НИУ ВШЭ (указание аффилиации, внесение публикаций и авторских идентификаторов на личную страницу)
  • Знать базовые понятия прикладной наукометрии (цитирования и самоцитирования, простой поиск и анализ цитирований в Web of Science и\или Scopus)

ЗНАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ И ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ ВШЭ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Работник должен знать механизм работы следующих инструментов:

  • Ежегодная оценка публикационной активности сотрудников (далее – ОПА), включая процедуры внесения и верификации публикаций на личные страницы
  • Академические надбавки
  • Списки журналов, конференций и издательств, используемые в ОПА и надбавках
  • Внутренние конкурсы проектов, а также инструменты и службы поддержки получения и оформления внешних грантов, и контрактов
  • Академический кадровый резерв

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Работник способен разработать и разместить в информационных системах НИУ ВШЭ программу по учебной дисциплине, порученной ему как лектору (или ответственному за разработку программы):

  • В соответствии с шаблоном и по процедурам, утвержденным в НИУ ВШЭ
  • В срок и в порядке, предусмотренном ЛНА НИУ ВШЭ
  • В соответствии с решением академического совета образовательной программы, заказавшей учебную дисциплину

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEARNING MANAGEMENT SYSTEM

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Применяется только для ППС и тьюторов

Уметь пользоваться корпоративной информационной системой – Информационная образовательная среда LMS для поддержки учебного процесса.

Требования к НПР соответствуют продвинутому уровню (включая требования базового уровня):

Базовый уровень:

  • Умение размещать материалы на сайтах дисциплин, использовать файлообменник для передачи файлов обучающимся
  • Умение организовывать сбор выполненных заданий слушателей в установленные сроки
  • Умение проводить тестирования слушателей по дисциплине
  • Умение размещать объявления на сайте дисциплины
  • Умение рассылать уведомления слушателям
  • Умение работать в обязательных модулях системы, обеспечивающих организацию учебного процесса: курсовые работы и выпускные квалификационные работы, проверка на плагиат, загрузка отзывов и др.

Продвинутый уровень:

  • Умение встраивать в материал интерактивные ссылки на внешние источники информации, включать видеоконтент
  • Умение использовать «журнал оценок» для фиксирования текущей успеваемости слушателей по дисциплине, формировать итоговую оценку

ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕН­НОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Работник должен быть знаком с академическими и корпоративными ценностями университета, изложенными в следующих ЛНА НИУ ВШЭ:

  • Декларации ценностей ВШЭ
  • Хартии (кодексе этики) работников НИУ ВШЭ
  • Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года
  • Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ
  • Курс «Академические ценности»

Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала

Работник должен быть знаком с академическими и корпоративными ценностями университета, изложенными в следующих ЛНА НИУ ВШЭ:

  • Декларации ценностей ВШЭ
  • Хартии (кодексе этики) работников НИУ ВШЭ
  • Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года
  • Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ

Этап 1 (переходный)

Базовый стандарт применяется как рекомендуемый, продолжительность этапа – 2 года. В этот период предусматривается:

  • Разработка и апробация системы тестов в режиме online
  • Запуск модульной программы повышения квалификации в постоянно действующем круглогодичном режиме
  • Постепенный переход в рамках этапа на применение Базового стандарта как обязательного при приеме на работу

Этап 2

Перевод Базового стандарта в статус обязательного (неодновременно для различных категорий работников) с возможной корректировкой его содержания по результатам апробации в течение первого этапа. Продолжительность этапа – 2-3 года.

Развертывание модульной программы повышения квалификации предусматривает, что каждый модуль программы будет соответствовать разделу (блоку) Базового стандарта, и работник сможет выбирать для прохождения обучения только те модули, по тематике которых его компетенции недостаточны.