• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Стоит прочесть»

Анна Востокова, приглашенный преподаватель Кафедры менеджмента инновации НИУ ВШЭ, делится своим списком того, что можно и нужно прочесть. Стоит отметить систему, по которой он составлен, восхититься и обязательно взять на заметку.

«Стоит прочесть»

Здорово, очередь рассказать о любимых книгах дошла до меня. Решила составить список «книг всех времен и народов по версии Востоковой». Когда счет обязательного к прочтению пошел на пятый десяток, остановилась. Внутренний проджект-менеджер бунтовал: если задача поставлена многословно и непоследовательно, выполнить ее невозможно, да и не хочется. Хорошо бы применить системный подход.

Система легко нашлась – оказывается, я читаю книги по временам года.  В буквальном смысле, по погоде, по общему настроению. Получился календарный топ-лист «всех погод и сезонов». 


ЗИМА

Сначала книги «зимние» — объемные, многослойные, обильные героями и сюжетными сплетениями. В «зимние» книги можно укутаться, как в теплое одеяло, и потеряться на неделю-другую. 

Семь томов «Гарри Поттера» со своей магической вселенной — типичная «зимняя» литература. Это когда книга подходит к концу, а ты не можешь понять, где реальность, и куда опять подевалась волшебная палочка. Акцио, палочка!

Открытием прошлой зимы стал Робертсон Дэвис и обе его титанические трилогии – «Дептфордская» и «Корнишская» . Дэвиса называют классиком канадской литературы. Плотные, интеллектуально набитые тексты, с выстроенными конфликтными героями – тягучее, бархатное, гурманское удовольствие. Большая литература XX века. 

Качественный детектив с хитрой фабулой тоже отличный «зимний» вариант. Норвежский писатель Ю Несбё и злоключения детектива Харри Холле , например.  Из новых авторов — «Правда о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера . Нет времени на долгую литературу — для вас Эдгар Аллан По. Начните с «Падения дома Ашеров» , и не останавливайтесь.


ВЕСНА

Весной я читаю классику, всегда разную. Авантюрные, разобранные на цитаты «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова . Похождения Бендера и его коллег не потеряют актуальности, пока живы-здоровы персонажи из сатиры 30-х годов — жуликоватые, мелочные, безответственные и уязвимые. Наш «Бендер» меняется с нами — он больше не открывает контор по продаже рогов и копыт, но запросто запускает инста-марафоны «успешного успеха» и, по-прежнему, знает четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения.

«Финансист» и «Американская трагедия» Теодора Драйзера тоже весенняя литература — на раннюю, пасмурную весну. Про погоню за обманчивыми идеалами, про моральный выбор между целью и средствами. 

«Гранатовый браслет» Александра Куприна и ее-величество-книга «Анна Каренина» Льва Толстого – произведения разных весовых категорий, но оба совершенно точно «весенние» с общей нотой надежды, предвкушения чего-то нового, иного. И да, читать «Каренину» в 18 лет и в 38 лет – это читать два разных текста. Попробуйте.

Еще весной здорово читать биографии и мемуары . Это обманчивый жанр, в котором неизбежно лукавят или сами герои, или их биографы – одни приукрашивают, другие нагоняют саспенса, трагедии и скандалов. Однако бывают исключения. «Я, Майя Плисецкая» авторства самой великой балерины — честный, не ретушированный портрет эпохи. Майя Михайловна родилась в 1925 году, ее глазами читатель видит и страшное довоенное время, и Войну, и оттепель, и все, что случилось потом. 

Толстая белая книга «Стив Джобс» Уолтера Айзексона , пылящаяся на полке всякого уважающего себя стартапера. Конечно, ее нужно прочесть – узнать, как видение одного человека сформировало целую продуктовую, потребительскую, экосистемную философию. Это не последняя биографическая рекомендация в моем списке.


ЛЕТО

«Летние» книги сюжетные, легкие, даже легкомысленные. Детективы, приключения и дамские романы (есть такой жанр, и он бывает великолепен). Годится любой автор, с которым здорово гулять в парке, лениться на пляже. Прекрасные произведения с налетом мистики и детектива от современной сказочницы Дианы Сэттерфилд «Пока течет река» и «Тринадцатая сказка» . Записки путешественников Ильфа и Петрова про «Одноэтажную Америку» — на поверку, за 100 лет не так много изменилось. Жизнеутверждающая песня женской свободы в пестром, беспокойном предвоенном Нью-Йорке «Город женщин» Элизабет Гилберт. 


ОСЕНЬ

Книги «осенние» — атмосферная сюжетная проза, способная перенести из бесконечной сумеречной пробки где-нибудь на Третьем транспортном кольце в другую страну, в другую эпоху. «Осенняя» проза заставляет думать, она неудобная, тревожная, нервная. «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына , и его же «Раковый корпус» . Трилогия Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» . Пронзительный роман «Половина желтого солнца» нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи . Философски-драматические тексты Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», «Тавро Кассандры» , оставляющие мыслительные шрамы. Сотрутся из памяти имена героев и сюжеты, но основная мысль навсегда останется – на уровне ощущений.

«Дети мои» Гузели Яхиной – пронзительный роман о трагедии немцев Поволжья, о разорении самобытного обустроенного мира, чуждого времени и режиму.

Когда осень окончательно сдается зиме, и за окном хочется совсем другой картины, читаю про сыщика Фандорина в «Азазеле», «Коронации» и «Алмазной колеснице» Бориса Акунина* . Или про Холмса и Ватсона (Артур Конан Дойл) — с любой страницы.


НА ВСЕ СЕЗОНЫ

И, наконец, «всесезонные» книги, которые стоит прочесть от корки до корки, затем вновь и вновь возвращаться к отдельным сценам, героям, репликам.

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова . Роман бесконечно многослойный и многотемный — едва ли дает ответы, но ставит важнейшие в жизни вопросы. Гений или забвение? Опасная свобода или безопасное смирение? Дом или скитание? Для каждого «Мастер» свой. 

«Атлант расправил плечи» — манифест Айн Рэнд о свободе быть первым. Непростой текст, дался мне не сразу, но его обязательно стоит прочесть.

Losing My Virginity (в русском переводе «Теряя невинность») – автобиография основателя Virgin Ричарда Брэнсона . Предпринимательство, свобода, близкие люди – так выглядит жизненная философия Брэнсона. Эту книгу я перечитываю и переслушиваю регулярно, и очень люблю дарить друзьям на праздники, как прививку от внутренних страхов и сомнений. Проверено, помогает.

 

* Б. Акунин признан иностранным агентом и включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.