• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Аграрная экономика»

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.04.01 Экономика

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета НИУ ВШЭ №13 от 27.09.2019
Дата обновления паспорта
Протокол УС ФЭН №44 от 29.08.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2023/2024 учебный год

Аграрная экономика

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
КОР-1 Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных.
КОР-2  Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики.
КОР-3 Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач.
КОР-4 Готовит информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации.
КОР-5 Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей.
КОР-6 На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты.
КОР-7Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
КОР-8Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства.
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1Организация и проведение научных исследований в сфере аграрной экономики и аграрных рынков, в том числе работа с источниками статистической информации и интерпретация полученной информации.
ПК-2Презентация результатов исследования в виде доклада и научной статьи.
ПК-3Способен разрабатывать методические и нормативные документы по реализации проектных решений в аграрном производстве.
ПК-4Способен разрабатывать новые критерии оценки эффективности аграрного производства и реализации проектов в АПК.
ПК-5Способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на аграрных рынках.
ПК-6Выбор социально-экономических показателей, характеризующих деятельность уровень развития аграрной отрасли и сельских территорий.
ПК-7Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства, аграрной политики  и уровня развития сельских территорий на основе комплексного подхода.
ПК-8Способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности развития аграрной отрасли, сельских территорий и эффективности реализации проектов в АПК  и организация коллективов для решения методологических и организационных вопросов в сфере аграрного производства и аграрной экономики и руководство ими.
Характеристика образовательных модулей:

Образовательный модуль «Ключевые семинары»

В рамках модуля предусмотрено проведение ключевого семинара наставника в рамках единого трека программы и научно-исследовательского семинара Института аграрных исследований.

Образовательный модуль «Major»

Блок включает в себя базовые дисциплины по направлению Экономика: Микроэкономика и Макроэкономика продвинутого уровня (с возможностю выбора языка изучения русский или английский), Эконометрика (базовый уровень); базовые по специализации (Аграрная экономика, Мировая продовольственная система, Экономика земельных отношений); вариативные дисциплины специализации (Сельскохозяйственная статистика, Цифровизация в сельском хозяйстве, Аграрный маркетинг, Сельское развитие, Сельская социология, Анализ и управление инновационными проектами в АПК, Техническое регулирование и стандартизация в сельском хозяйстве).

Образовательный модуль «МАГОЛЕГО» включает дисциплины, свободно выбираемые обучающимися программы из общеуниверситетского пула дисциплин, доступных для выбора в магистратуре. Дисциплины МАГОЛЕГО включаются в индивидуальный учебный план студента без обязательного согласования с академическим наставником, но с учетом наличия у обучающегося пререквизитов и свободных для записи на дисциплину мест, а также соответствия индивидуальным образовательным результатам.

Образовательный модуль «Практика» предусматривает:

- участие студента в выполнении проектов в рамках исследовательских проектных семинаров, нацеленных на выявление отраслевой специфики аграрной экономики и аграрного производства;

- прохождение студентом производственной практики в течение 2-х месяцев (в форме срочного трудового контракта) в ведущих агропромышленных компаниях;

- подготовку выпускной квалификационной работы.

Образовательный модуль «Государственная итоговая аттестация»предусматривает защиту выпускной квалификационной работы.

2022/2023 учебный год

Аграрная экономика

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
КОР-1 Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных.
КОР-2  Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики.
КОР-3 Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач.
КОР-4 Готовит информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации.
КОР-5 Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей.
КОР-6 На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты.
КОР-7Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
КОР-8Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства.
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1Организация и проведение научных исследований в сфере аграрной экономики и аграрных рынков, в том числе работа с источниками статистической информации и интерпретация полученной информации.
ПК-2Презентация результатов исследования в виде доклада и научной статьи.
ПК-3Способен разрабатывать методические и нормативные документы по реализации проектных решений в аграрном производстве.
ПК-4Способен разрабатывать новые критерии оценки эффективности аграрного производства и реализации проектов в АПК.
ПК-5Способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на аграрных рынках.
ПК-6Выбор социально-экономических показателей, характеризующих деятельность уровень развития аграрной отрасли и сельских территорий.
ПК-7Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства, аграрной политики  и уровня развития сельских территорий на основе комплексного подхода.
ПК-8Способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности развития аграрной отрасли, сельских территорий и эффективности реализации проектов в АПК  и организация коллективов для решения методологических и организационных вопросов в сфере аграрного производства и аграрной экономики и руководство ими.

Характеристика образовательных модулей:

Образовательный модуль «Ключевые семинары»

В рамках модуля предусмотрено проведение ключевого семинара наставника в рамках единого трека программы и научно-исследовательского семинара Института аграрных исследований.

Образовательный модуль «Major»

Блок включает в себя базовые дисциплины по направлению Экономика: Микроэкономика и Макроэкономика продвинутого уровня (с возможностю выбора языка изучения русский или английский), Эконометрика (базовый уровень); базовые по специализации (Аграрная экономика, Мировая продовольственная система, Экономика земельных отношений); вариативные дисциплины специализации (Сельскохозяйственная статистика, Цифровизация в сельском хозяйстве, Аграрный маркетинг, Сельское развитие, Сельская социология, Анализ и управление инновационными проектами в АПК, Техническое регулирование и стандартизация в сельском хозяйстве).

Образовательный модуль «МАГОЛЕГО» включает дисциплины, свободно выбираемые обучающимися программы из общеуниверситетского пула дисциплин, доступных для выбора в магистратуре. Дисциплины МАГОЛЕГО включаются в индивидуальный учебный план студента без обязательного согласования с академическим наставником, но с учетом наличия у обучающегося пререквизитов и свободных для записи на дисциплину мест, а также соответствия индивидуальным образовательным результатам.

Образовательный модуль «Практика» предусматривает:

- участие студента в выполнении проектов в рамках исследовательских проектных семинаров, нацеленных на выявление отраслевой специфики аграрной экономики и аграрного производства;

- прохождение студентом производственной практики в течение 2-х месяцев (в форме срочного трудового контракта) в ведущих агропромышленных компаниях;

- подготовку выпускной квалификационной работы.

Образовательный модуль «Государственная итоговая аттестация»предусматривает защиту выпускной квалификационной работы.

Конкурентные преимущества программы

Сельское хозяйство России – это наиболее динамично развивающийся сектор, показывающий относительно высокие темпы развития в последние годы, даже на фоне общей рецессии и спада в экономике. Национальное аграрное производство перешло от целей импортозамещения к политике наступательного экспорта. В аграрном секторе сформировались крупные производственные структуры, как в сфере первичного производства, так и в сфере переработки и распределения, начался процесс активного внедрения новейших технологий в агропродовольственное производство, растут требования к безопасности и качеству продовольствия. 

Все это обусловливает повышенный спрос на специалистов в сфере аграрной экономики. Растет спрос на специалистов для профильных аналитических подразделений банков, компаний агробизнеса, органов государственного управления. 

В то же время, несколько лет назад в стране отменена подготовка специалистов по специальности Аграрная экономика, традиционные экономические факультеты аграрных вузов готовят специалистов, не отвечающих современным требованиям. Проблему кадрового голода и дефицита качественной аналитики в данном секторе неоднократно поднимали руководители разных уровней – от агроменеджеров до представителей Правительства.

В этом контексте реализация образовательной программы магистратуры «Аграрная экономика» на базе НИУ ВШЭ способствует удовлетворению актуального спроса внутри страны.

Реализации образовательной программы магистратуры «Аграрная экономика» на базе НИУ ВШЭ имеет несомненные сравнительные преимущества:

- известность НИУ ВШЭ в стране и за рубежом в качестве центра качественной экономической подготовки и концентрации высококвалифицированных исследователей;

- наличие в структуре НИУ ВШЭ Института аграрных исследований - подразделения, специализирующего на вопросах аграрной политики и экономики. 

Кроме того, с 1994 по 2007 годы в НИУ ВШЭ реализовывалась образовательная программа бакалавриата по аграрной экономике, в ходе которой был подготовлен учебник, используемый сегодня не только в России, но и в других русскоговорящих странах (например, Казахстане и Армении).

НИУ ВШЭ готовит специалистов высокого уровня в сфере макроэкономики и микроэкономики в рамках базовых курсов программы, что позволяет на этой основе обучать магистрантов по программе «Аграрная экономика». 

В мировом рейтинге университетов QS по предметной области «Сельское хозяйство» почти все позиции в первых трех десятках этого рейтинга занимают университеты США и стран Западной Европы, а также университеты Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Республики Корея.

Программа магистратуры «Аграрная экономика» разработана Институтом аграрных исследований НИУ ВШЭ на основе лучших мировых практик, имеет комплексный характер и направлена на подготовку специалистов в сфере аграрной экономики с учетом знаний особенностей производственного цикла аграрного сектора и включенности сельскохозяйственного производства в цепочки добавленной стоимости, интеграции в цифровую среду и рационального природопользования.

Среди партнеров программы ведущие российские вузы – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева, Ставропольский государственный аграрный университет, Воронежский государственный агарный университет. 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники программы при трудоустройстве не ограничены только агропромышленным сектором. Опыт многих стран показывает, что они высоко конкурентоспособны также и на уровне выпускников, получивших образование в сфере общей экономики, что обусловлено комплексным изучением прикладных аспектов экономической теории, институциональной экономики и экономики потребительского поведения. 

Ключевые образовательные результаты:

КОР-1 Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных.

КОР-2 Демонстрирует прочные знания и понимание микроэкономики, макроэкономики, эконометрики.

КОР-3 Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач.

КОР-4 Готовит информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации.

КОР-5 Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет тенденции изменения социально-экономических показателей.

КОР-6 На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты.

КОР-7 Представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

КОР-8 Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства.

Выпускник программы «Аграрная экономика» с 2022 года набора должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Область профессио-нальной деятельности

 

Типы задач профессиональной деятельности

Коды профессиональных компетенций

 

 

38.04.01Экономика

Научно-исследовательский

ПК-1 «Организация и проведение научных исследований в сфере аграрной экономики и аграрных рынков, в том числе работа с источниками статистической информации и интерпретация полученной информации»

ПК-2 «Презентация результатов исследования в виде доклада и научной статьи»

Проектно-экономический

ПК-3 «Способен разрабатывать методические и нормативные документы по реализации проектных решений в аграрном производстве»

ПК-4 «Способен разрабатывать новые критерии оценки эффективности аграрного производства и реализации проектов в АПК»

ПК-5 «Способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на аграрных рынках»

Организационно-управленческий

ПК- 8 «Способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности развития аграрной отрасли, сельских территорий и эффективности реализации проектов в АПКи организация коллективов для решения методологических и организационных вопросов в сфере аграрного производства и аграрной экономики и руководство ими»

Аналитический

ПК-6 «Выбор социально-экономических показателей, характеризующих деятельность уровень развития аграрной отрасли и сельских территорий»

ПК-7 «Анализ методологии и организации оценки экономической эффективности аграрного производства, аграрной политикии уровня развития сельских территорий на основе комплексного подхода»

Характеристики образовательных модулей программы

Характеристика образовательных модулей программы для студентов 2022 года набора и далее 

Образовательная программа магистратуры «Аграрная экономика» реализуется в рамках единого трека «Аграрная экономика» (вид образовательной траектории – общий), язык реализации – русский и частично английский, академический наставник трека – профессор Евгения Викторовна Серова, академический руководитель ОП магистратуры «Аграрная экономика».

Образовательный модуль «Ключевые семинары»

В рамках модуля предусмотрено проведение ключевого семинара наставника в рамках единого трека программы и научно-исследовательского семинара Института аграрных исследований.

Образовательный модуль «Major»

Блок включает в себя базовые дисциплины по направлению Экономика: Микроэкономика и Макроэкономика продвинутого уровня (с возможностю выбора языка изучения русский или английский), Эконометрика (базовый уровень); базовые по специализации (Аграрная экономика, Мировая продовольственная система, Экономика земельных отношений); вариативные дисциплины специализации (Сельскохозяйственная статистика, Цифровизация в сельском хозяйстве, Аграрный маркетинг, Сельское развитие, Сельская социология, Анализ и управление инновационными проектами в АПК, Техническое регулирование и стандартизация в сельском хозяйстве).

Образовательный модуль «МАГОЛЕГО» включает дисциплины, свободно выбираемые обучающимися программы из общеуниверситетского пула дисциплин, доступных для выбора в магистратуре. Дисциплины МАГОЛЕГО включаются в индивидуальный учебный план студента без обязательного согласования с академическим наставником, но с учетом наличия у обучающегося пререквизитов и свободных для записи на дисциплину мест, а также соответствия индивидуальным образовательным результатам.

Образовательный модуль «Практика» предусматривает:

- участие студента в выполнении проектов в рамках исследовательских проектных семинаров, нацеленных на выявление отраслевой специфики аграрной экономики и аграрного производства;

- прохождение студентом производственной практики в течение 2-х месяцев (в форме срочного трудового контракта) в ведущих агропромышленных компаниях;

- подготовку выпускной квалификационной работы.

Образовательный модуль «Государственная итоговая аттестация» предусматривает защиту выпускной квалификационной работы.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Аграрная экономика»

Перейти к содержанию программы