• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Тут абсолютно нечего делать лентяям" - о своей учебе в магистратуре рассказывает студентка программы Анна Винкельман

Анна Винкельман, выпускница первого набора магистерской программы, рассказала о том, почему выбрала программу, как ей удалось получить стипендию DAAD и провести два семестра в немецком университете.

Анна Винкельман:

О поступлении:
Мысль о том, что «было бы неплохо поучиться в Германии» мелькнула у меня ещё на втором курсе бакалавриата, когда я начала заниматься немецкой философией. Мысль пришлось отбросить – не было ни средств, ни знания языка, кроме того, ни того, ни другого не предвиделось. Звучит несколько странно, но на самом деле поступление на программу «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» не было связано для меня – что, вероятно, было бы логично – с «мечтой о европейском образовании». Мне и в России было очень даже хорошо, я размышляла так – если получится заехать на семестр – будет здорово, если стипендию не дадут – ну и ладно. Стипендию от DAAD я получила и не ехать было бы странно, в целом, я была рада открывшейся возможности. Смотрела я на неё так: есть много вещей, которым я могу научиться там, и не могу здесь. Это надо было использовать хотя бы для того, чтобы поднять свой профессиональный уровень.

О первых месяцах на программе в России:
Первый семестр прошел в России. Честно сказать, мне было непросто. Почти все преподаватели были для меня новыми, хотя мне казалось, что на ФГН я уже со всеми хоть как-то знакома. Предметы тоже. Впрочем, природное любопытство тут очень помогло. Я понимала, что то, что я изучаю (Культурное наследие, культурология и проч.) едва ли пригодится мне для написания магистерской диссертации. Однако всё это было действительно интересно – расширяется кругозор, ты лучше понимаешь «общую картину» гуманитарного мира. Кроме того, нам преподавали весьма конкретные вещи (например, мы писали рецензии с Е.М. Болтуновой или – пока что – заочно знакомились с культурой Германии на занятиях у П.В. Резвых). Всё это было полезно и здорово.

О первых (бытовых) месяцах на программе в Кёльне:
Я приехала в Кёльн в марте. Было холодно и одиноко. У меня есть и друзья, и родственники, и другие близкие люди в Германии, но не в Кёльне. Так что обустраиваться пришлось с нуля и самой. В бытовом отношении у меня не было проблем. Этим я не хочу сказать, что всё было просто и весело. Были разные трудности (банк, страховка, регистрация, получение студенческого билета). И всё же мне казалось очень неправильным относиться к ним как к проблемам и сетовать на жизнь. Я вовсе не стоик, а только хочу сказать, что это всё ведь по-своему увлекательно. И если правильно к этому отнестись, то ты не будешь чувствовать себя как маленький затерявшийся где-то детёныш, наоборот – как взрослый человек, у которого есть возможность начать в каком-то смысле новую жизнь.

О первых (рабочих) месяцах на программе в Кёльне:
Они состояли из (1) курсов немецкого и (2) занятий по специальности. Курсы я вряд ли кому-то порекомендую. Не могу сказать, что они были совсем уж бесполезны, нет. Но преподаватели по понятным причинам держат очень медленный темп, а группы большие, состоят из Эразмус-студентов, чья мотивация выучить язык стремится к нулю. Больше одного семестра я на них ходить не стала, но семестр отходить нужно – некоторые важные вещи и принципы изучения там преподают. Обязательных курсов было немного. Я сосредоточенна на том, какие тексты я должна написать, а их много (и учебные и рабочие). Потому я сделала так: две недели в начале каждого семестра прилежно ходила на всё, что хоть как-то совпадало с моими интересами. Потом отсеивала до 2-3 курсов. Например, в первом семестре у меня была «Латынь для философов» у Г. Гульдентопфа, лекции «Введение в ранний романтизм» и семинар «Магнетизм и электричество в романтизме». Всё это было очень интересно, круто, многие (в том числе формальные вещи) я бы хотела перенять и попробовать сделать в ВШЭ, когда начну полноценно преподавать. Отчётность была самая разная: устное выступление с докладом, письменные экзамены, курсовые работы. Всё это увлекательно и несложно, нужно просто не откладывать на последний момент.

О неакадемических возможностях:
В Кёльне отличное транспортное сообщение – можно дешево доехать почти куда хочешь. Кроме того, студенческий билет (раз в семестр надо уплатить взнос около 270 евро) даёт возможность бесплатно разъезжать на всех видах транспорта по свей земле, а в некоторые дни и «брать с собой друга»». Земля большая, удалось посмотреть много разных городов (Дюссельдорф, Аахен, Мюнстер, Эссен, Бохум и проч). Кёльн – самый любимый. Хотя может ещё Кёнихсвинтер (Königswinter), там потрясающие романтические пейзажи. Как я уже сказала – почти все дороги открыты. Если знать когда и где купить билет, то хорошее бюджетное путешествие обеспечено. Я много чего посмотрела, не думаю, что такая возможность была бы, останься я в Москве.

О летних школах и проектах:
В первом семестре я приняла участие в летней школе, которую делал университет Кёльна и Беркли. Опыт для меня очень значимый, было ну очень трудно. Я там была единственная, у кого немецкий – не родной язык. Да и мотивированные студенты из Европы умеют работать с текстами получше наших (зато им недостаёт общего бэкграунда). Преподавательский состав тоже был отменный. Там я познакомилась со своей научной руководительницей, Аней Лемке (Anja Lemke). На втором семестре я затосковала по философии и предложила профессору Шульте, что буду на добровольной основе вести «Философский кружок». Раз неделю в институте собирались люди (с программы, но не только; были и из другого университета), мы читали тексты, обсуждали, я делала мини-лекции, было отлично. В летнем семестре 2019-ого года курс стал официальным, мы сделали его вместе с П.В. Резвых. Аудитория была опять небольшая, но мотивированная, это тоже отличный опыт.

О языке: Вопрос, который больше всего волнует тех, кто едет сюда учиться. Я руководствовалась простым правилом – не переходить на английский, или только если собеседник совсем не понимает немецкого. Лучшего совета тут и быть не может. Впрочем, не стоит ожидать, что ты заговоришь через полгода как немец, нет. Может быть такие люди и есть, но я лично ни одного не видела. Тут важно две вещи: прилежание и смирение. Язык придёт. В качестве совета могу сказать следующее: нужно думать только о продукте, который ты хочешь произвести; по сути – ни о чём другом. Например, когда я сюда приехала мой немецкий был, как мне кажется, очень слабый. И вот ты в окружении языка, а он такой разный! Это и бюрократия, и стэндап, и студенческие тусовки, и лекции, и газеты, и стихи. За что браться? Любопытствовать нужно – но всего по чуть-чуть. Первое о чём думала я – что нужно написать очень большой и разумный текст. Когда точно знаешь, зачем это тебе – оно приходит. Могу с уверенностью об этом сказать, написав уже больше половины текста [«Любовь как принцип связи в философской прозе Ф. Шеллинга: 1809-1815; рук. П.В. Резвых и Аня Лемке (Anja Lemke)].
О прошлом, настоящем и будущем:
Я считаю, что это очень классная программа. Я не жалею, что поступила сюда, пока что это были самые яркие полтора года, которые меня очень изменили, надеюсь, в правильную сторону. Тут абсолютно нечего делать лентяям, но, если ты точно знаешь, что хочешь сделать как исследователь сделать – вряд ли есть вариант лучше, чем это программа.

N.S. Фотографии я выбрала неформальные и весёлые, ведь работы было много, а развлечений мало. Но они были, и были классные.