• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между искусством и политикой, образом и действием

В рамках научно-исследовательского семинара студенты магистерской программы "Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом" пишут рецензии на известные монографии и исследовательские работы. Студентки 2 курса Антонина Овруцкая и Дарья Горбацевич представили свою рецензию на работу Ж.Рансьера "Эмансипированный зритель".

Между искусством и политикой, образом и действием

Имя Жака Рансьера (р. 1940) сегодня звучит не только среди европейских интеллектуалов, но и все чаще упоминается современными российскими теоретиками и практиками искусства. О нем говорят, анализируя художественное пространство, где театральное и политическое все плотнее подходят друг к другу, где отстаивают эмансипацию взгляда реципиента. Его обязательно упоминают, когда обсуждают и выступают за освобождение неприкрытого мнения (не)актера, за самодостаточность адресата и адресанта с фокусом на внеавторитетный/внеавторитарный контекст, где «документ» больше не прячется за условностью и, казалось бы, фиктивностью театрального ивента, где скелет вымышленного покрывается плотью реальности, а важные и актуальные вопросы последней, в свою очередь, траслируются через переходы сквозь «мембранную занавесь» фикции. Все эти темы связаны с именем профессора эстетики и политики философского факультета Университета Париж-VIII Ж. Рансьера, с его мыслями о конструирующих повествование «паратаксических цепочках», и с его рассуждениями об авторе как «художнике-архивисте», монтирующем в одно целое подлинные архивные документы, художественные практики и свои собственные экзистенциальные высказывания о реально существующих или фиктивно сконструированных документах. Акцент французского философа на «неслиянно-нераздельном» взаимопроникновении политического и эстетического в литературе и визуальных искусствах, смысл которого многогранно раскрывается в работах «Разделение чувственного» (2000), «Судьба образов» (2003) и «Неудовлетворенность эстетикой» (2004), захватил умы современных драматургов, режиссеров, театр- и танцеведов. Идеи Рансьера позволили рассмотреть и изучить «ризомные ответвления» и модификации затронутой философской системы в современных практиках искусства, в пространствах «документального театра», «документальной хореографии», «сайт-специфик театра» и событийного искусства иных форматов. 

Текст рецензии