Семинар легендарного психоаналитика Алена Жибо в НИУ ВШЭ: психоаналитическое понимание первобытного искусства
Третий день уникального семинара Алена Жибо был посвящен психоаналитическим исследованиям первобытного искусства наскальных рисунков Франции и шаманизма.
В этот день слушатели получили уникальный опыт соединения первобытного искусства, шаманизма и психоанализа.
Наскальные рисунки в пещере Шевэ (Франция). З2 тыс. лет до нашей эры:
Роль коуча в первобытное время выполнял, конечно, же шаман. А вот и образ шамана-быка. Древние художники использовали рельеф скал для создания образов из своего Бессознательного, рисуя своих Духов:
«Если моя рука существует вне меня,
значит я существую»
Наскальный рисунок - доисторический шаман, слияние тотемических животных и человека:
Архаическая венера:
Оказывается, во французской доисторической культуре, лошадь была символом мужчины, а бизон - женщины:
Творческий отзыв слушателя 1-курса Ксении Михальченко:
«"Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого… Так как "теперь" есть ... конец прошедшего и начало будущего, то... время всегда начинается и кончается... И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.»
Аристотель
Когда рамки и любые границы стираются – между прошлым, прошедшим тысячи лет назад, и настоящим, между тогда и сейчас.
Когда, как бы ни грустно и избито это звучало, ты понимаешь всю тщетность своего бытия сейчас, ведь тогда, именно тогда, и не важно какое это было время, и не важно, кем ты мог быть, или был, или будешь, такой же как ты сейчас, творец, художник своей жизни, полной страхов, тревог, любви, меланхолии и зависти, страданий и мечтаний. Ты понимаешь, что твое существование началось не сейчас, не в тот день, когда ты родился, а много тысячелетий тому назад, и твое существование продолжается всегда.
И ты пытаешься что-то сказать, и твой единственный язык – искусство. И сейчас ты пытаешься что-то понять, что-то, о чем ты пытался сказать самому себе много тысяч лет назад, то, чем ты хотел поделиться, поведать, рассказать, предостеречь, или просто поговорить с нынешним тобой. Каким бы ты себя ни чувствовал одиноким, пусть весь твой экзистенциальный вакуум простирается на всех твоих дорогах, ты не одинок и никогда не был. В тебе самом таиться такая история, от которой может кружиться голова. И остается только понять ее, понять то, о чем ты хотел рассказать тогда себе сегодняшнему.
«Распалась связь времен» - шепчет нам тень Гамлета. Наш учитель Фрейд учит видеть именно то, что нам пытался показать Шекспир в этих словах – нет ни прошлого, ни настоящего, все переплетено, все, что было, есть сейчас. Нет того, что было и ушло бесследно – такого не бывает в этой жизни. Тем самым мы можем увидеть, как руины, или то, что осталось от прошлого (в психоанализе мы может видеть это в виде воспоминаний, отрывков своих инфантильных фантазий или памяти), наделены огромным психическим зарядом. И в психоанализе мы приступаем к раскопкам, в поисках своих собственных руин и захоронений своей собственной памяти, своих инфантильных переживаний и страхов о первосцене и других вещах, которые породили в нас нечто, что никогда не даст нам покоя. О, как прекрасен и труден тот момент, когда руины наших захоронений, которые были найдены трудом психоаналитика, выступающим как опытный и аккуратный археолог, являют себя сознанию. Слово психоаналитика здесь как легкая кисть археолога, ведь примени инструмент чуть грубее – и все руины воспоминаний уйдут еще глубже в память.
Но что есть эти воспоминания, эти руины сами по себе? Они только рассказывают нам некую историю, некий рассказ о себе. И только через психоаналитика они начинают оживать, они начинают говорить, проливая свет на глубинные смыслы себя самих и своего обладателя и соединяя прошлое с настоящим. И здесь наши руины посредством реконструкции опытного археолога в лице психоаналитика получают новую жизнь и важное место в настоящем, тем самым меняя и открывая заново все вокруг себя.